Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

06.09.2019 09:52 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 06.09.2019 г.

Тупиковцы

И вот выросло уже не одно поколение тупиковцев, изменился и сам облик этого района. Многие разъехались, ушли в мир иной, но, может быть, эти воспоминания кому-то что-то напомнят или будут интересны.

– Уля, Уля! – кричал дядя Саша Рылов своей молоденькой жене, – снимай, снимай скорее пелёнки, сатана летит, сатана! И враз застучали ставни, прикрывая намытые окна, хозяйки бросились с верёвок снимать бельё, закрылись калитки, а любопытные уставились в начало улицы, откуда приближалось огромное облако пыли.

Было начало сентября, ещё тех, послевоенных лет, на улице тепло и солнечно.

В огородах картофель выкопан, стоят шалаши из стеблей подсолнечника да лежат по всему огороду длинные стебли тыквы – колючие, с засохшими листьями, и крепкие, не оторвёшь.

Их-то с каждого огорода вытаскивали и тянули на середину улицы девчонки и мальчишки – тупиковцы, как они сами себя называли, так как жили в районе, известном в Магдагачи как Тупик. Это западная часть нижнего посёлка, начиная с первой и по пятую улицу. В каждом доме по 5-6 детей разных возрастов, всем хватало друзей и подруг. Были они выдумщиками, отчаянными, дружными и весёлыми.

Вот и сегодня у них гонки, цель которых поднять как можно больше пыли на улице и получить от этого для себя большое удовольствие. Становились в шеренгу по три-четыре человека, впереди, как правило, те, кто постарше, поопытнее и похитрее. Учитывая длину тыквенных плетей, колонна растягивалась на 20-30 метров. В карманы клали кусочки мыла, застёгивали крепче сандалии, надевали рукавички или обматывали тряпками основание плети, чтобы не царапать руки.

Звучит команда «Погнали!». Со свистом, улюлюканьем отряд тронулся с места, человек 14-15 мальчишек и девчонок. Пятая улица замерла, от проулка Заводской мимо Рыловых, Радецких, Фасхутдиновых, Фёдоровых, Тырычевых, Туктаровых, Кедунов клубится пыль столбом. Её и так-то на улице много, а тут, взъерошенная «конями» и ногами бегущих, она стоит столбом. В этой суматохе ребятня, наступают друг другу на плети, падают, создавая кучу-малу и теряя «коней». И пока восстанавливается порядок движения, первые уже сворачивают в проулок и вскоре оказываются на крутой Конбазке, сбегая по ней, падают в траву, бросив своих «коней» и наблюдая, как отставшие «всадники» летят к финишу.

И вот тут начинается гомерический хохот, оттого, что друг друга не узнать – только глаза в седых от пыли ресницах да белые зубы. Кто-то кладёт подорожник на сбитые коленки, девчонки хлопают по ногам, натёртым стеблями (в следующий раз они будут умнее – наденут шаровары). Когда все отхохотались, отдохнули немного, бросили своих «коней» и по тропинке двинулись к речке – девчонки на «Девчатку», а ребята на «Столбы». Купание в то время у них было строго раздельным.

Через час шли домой умиротворённые, с чистыми до хруста волосами… Гонка на сегодня удалась.

Вечером вся толпа собиралась на тырло. На переулке 5 и 6 улиц был сооружён настил, и там ежевечерне устраивались танцы. Гармонистом был Саша Бухвалов, на балалайке наигрывал Витя Пронин. Учились танцевать вальс, танго и бить чечётку. Ходили на танцы и в парк.

В парк шли всей толпой и зорко следили за тем, чтобы никто не посмел из ребят верхнего посёлка заедаться к тупиковцам. Входные билеты в парк не покупали: заходили с тылу и, отогнув две-три доски в ограде, были уже на месте. Погуляв для приличия в тёмных аллеях, выходили на свет, где звучала музыка, шли танцы, а рядом на волейбольной площадке стучали по мячу волейболисты. Натанцеваться умудрялись на две контрамарки 10-12 человек – одни выходили и отдавали билет в другие руки. В парке работали тир, фонтан, качели.

Возвращались по тёмным улицам, горланили песни… «Три танкиста», «Дан приказ ему на запад», «По долинам и по взгорьям»…

Ребятня тех лет была очень хорошим помощником родителям по сбору и заготовкам лесных даров. Если это была весна, то первая общая «охота» начиналась со сбора дикого лука. Готовили из больших мешков с завязанными по углам картофелинами «рюкзаки», брали с собой нехитрую еду и отправлялись на весь день на Мухинку за Каратунское озеро. Набрать такой объём лука было нелегко, но дома надо было его ещё перебрать, чтобы на всю зиму решить «луковую» проблему. А некоторые родители шли на перегонку в надежде продать и получить какую-то денежку.

За земляникой ходили на старый аэродром. По известным одним им тропам шли по сопке через старое кладбище и по крутой тропинке спускались к первому мосту, попутно выкапывали и ели клубни красных саранок, которых на горе было множество. По дороге срывали листья ольхи – клеили их на руки, а потом натирали это место или пылью, или предварительно прихваченными из дома горелыми головёшками. Вот вам и «тату». А ещё измазывали пыльцой саранок лица, которая долго не смывалась – индейцы, да и только!

Голубичные места были на старом стрельбище, где во время войны проводились учения для солдат гарнизона и призывников. По толбузинской дороге доходили до второго моста и уходили в глубь леса.

Одним ведром голубицы дело не обходилось. Заготавливали по 8-10 вёдер. Голубицу сушили на вышках, варили варенье, но чаще всего засыпали её в деревянные бочки, врытые в землю. Зимой заносили эту звонкую, одну от одной, ягодку и с удовольствием ели, восполняя витаминный дефицит.

Время от времени случались инциденты. Однажды девчонки с полными вёдрами ягоды, обвязанными белыми платочками, возвращались домой по толбузинке. Подошли уже к первому мосту, вдруг на них выскочили несколько пацанов с верхнего посёлка и потребовали отсыпать им ягоды. Они тоже были отправлены родителями за голубицей, однако целый день купались и загорали, а ягоду домой принести надо было. Одна из девчонок, отчаянная, ведро с ягодой надела на голову мальчишке и закрутила его вокруг себя. Вся славная ватага мальчишек ринулась под мост. Урок вымогателям пошёл впрок.

Когда начиналась покосная пора, вся ребятня перемещалась на покосы, благо, что покосные наделы распределяли по улицам, по-соседски. Строились шалаши, готовились костровища – взрослые спиливали большие старые деревья и тянули к шалашу. Порой этих дров хватало на весь сезон.

После того, как отцы давали отмашку на то, что сено высохло, готово, начиналась работа для ребятни – перевернуть, сгрести в валы, сложить в копны, доставить сено к остожью, а потом начиналось метание стога… Но сначала готовился обед, где самым вкусным были сало и хлеб, поджаренные на огне, и бордовый чай, настоянный на травах, среди которых земляника, костяника, листья дикой смородины. Если позволяло время, бежали к рясным кустам жимолости, ползали по земляничным полянам, по ручьям собирали моховку.

Сена заготавливали много, по два-три стога. Каждый стог окапывали, чтобы его не уничтожил пожар. И не раз потом ребята гоняли на великах на «девятку», на «семнадцатый», чтобы проверить сохранность стогов. В стайках у многих в то время стояло по 5-6 голов скота.

После окончания покосов вновь собирались вместе. И опять до позднего вечера шумные игры в «догонялки», «выжигалки», «третий лишний», турники, карусели. Лазили по огородам за подсолнухами. Чтобы не оставлять следов, с «добычей» уходили на гору Арестантку, у подножья которой лежала большая, в полчеловеческого роста труба. Там часто проводили время и в дождливую погоду: играли в карты, рассказывали страшные истории, пели песни.

С начала лета вся ребятня посёлка спала на крышах сараев и стаек, называя их «вышками». Туда на всё лето переносились старые одеяла, подушки, тулупы.

Когда начинался сезон дождей, много времени проводили на тех же вышках: набивали карманы огурцами, горохом, брюквой, помидорами и устраивались вкруговую, плечом к плечу, и с большим интересом и вниманием слушали, как Геннадий Кедун читает очередную книгу. «Овод», «Пятнадцатилетний капитан», «Старая крепость», «Дети капитана Гранта», рассказы дальневосточных писателей Арсеньева, Федосеева – эти книги тогда были очень популярны.

Как только появлялось солнце – все на речку… Мамы кричали вслед: «Возьмите мешки, нарвите травы телятам! Или возьмите с собой телят, пусть пасутся с вами!» И вот уже толпа по очереди тянет перепуганную животину через болото на зелёную травку, а потом до самого вечера купаются до посинения.

Играли в футбол и волейбол уличными командами. Своими силами строили футбольные поля.

Иногда озорство и самонадеянность приводили и к печальным результатам: так, скатившись на старой ванне с горы, куда с паровозов сбрасывали отработанный шлак, получил серьёзные ожоги Владимир Л. Уверяя, что провода ведут к радио и в них нет электричества, схватился за них рукой Вадим Б. Всё закончилось трагически. Однажды несколько девчонок 15-16 лет: Валя Тырычева, Валя Шишкина, Надя Другова, Вера Кедун с семнадцатого километра шли в посёлок через лес. И заблудились. Без еды, воды и спичек плутали и кружили по одному и тому же месту двое суток, съедаемые комарами и мошкой. Несколько километров несли на себе Надю Другову, которая вконец разболелась. Лишь на третьи сутки вышли на покос дяди Феди Герцева, он и сообщил, что все их ищут. Напоил, накормил ребят и указал тропинку, которая выведет их к дому. Это был их счастливый случай. Но были в посёлке и другие случаи, когда пропавших в лесу не находили.

Дети были первыми помощниками родителей, халтурить было непозволительно. К концу лета все были загорелые, поджарые, постоянно голодные. И для всех действовал непреложный закон – «47 – дели всем». Делились горячей картошкой «в мундире», брюквой, бобами, пирожками с «квацелью» (фасолью), хлебом – понемногу, но каждому.

Были и свои атаманы, свои авторитеты, как у мальчишек, так и у девчонок.

И вот выросло уже не одно поколение тупиковцев, изменился и сам облик этого района. Многие разъехались, ушли в мир иной, но, может быть, эти воспоминания, которыми поделилась со мной моя соседка Вера Кедун, кому-то что-то напомнят или будут интересны.

О. ВОВЧЕНКО,

п. Магдагачи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

251