Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

14.02.2020 10:32 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 14.02.2020 г.

Сиваки, как всё начиналось

Сивэги, сивэг – лужайка, где растёт хвощ. (Эвенкийско-русский словарь Б.В. Болдырева.)

Приближается 95-летие Магдагачинского (а ранее Тыгдинского) района. Из всех посёлков нашего района обращают на себя внимание Сиваки, точнее, немного странная дата их основания (официально – 1906 год) и первые годы. 

Об этом уже не раз на страницах газеты «Вперёд» в своё время писал житель посёлка Михаил Бондарь. Выводы, сделанные им логически, полностью подтверждаются документально. Сейчас, когда многие архивы оцифрованы, такая возможность появилась у всех желающих.

Вот что говорят архивы.

1) Как известно, строительство на 4-ом участке (ныне посёлок Сиваки) началось с 1910 года. В фондах РГИА имеется договор от 8 июля 1910 года на производство подготовительных земляных работ от Чалганов до Гондатти (Шимановской) подрядчиками С.Я. Большаковым и А.М. Старовым.

2) По докладу тюремного инспектора Н.М. Соколова, летом 1910 года вся местность от Ушумуна до станции Ту (40 вёрст) была покрыта непроходимыми болотами с вязкой топкой глиной, самый тяжёлый участок. Вольнонаёмные рабочие (у подрядчиков Старова и Большакова) работать там отказались и уехали. Только трудом 200 арестантов (с января 1911 года к ним добавили ещё 100) в течение зимы 1910-11 годов необходимые дренажные канавы были сделаны. Проживали каторжники в переносных палатках с печным отоплением, так как «никакого жилья железнодорожная администрация на участке ещё не построила». Из экономии времени и финансов руководство лагеря тоже бараков там ставить не стало. Продукты подвозили из Соколовского Стана работавшие здесь ранее подрядчики.

3) К августу 1912 года усилиями только одних арестантов проложена железнодорожная насыпь временной линии, но после непрекращающихся ливней всё утонуло. К октябрю 1912 года после участия всего лагеря (более 1000 человек) работы были закончены, и временное движение грузовых поездов до Алексеевска (Свободного) стало возможным. (Отчёт инспектора Н.М. Соколова, 1914 год.)

4) На Соколовском Стане (между Ушумуном и Черняево), где обычно проживали в зимнее время арестанты, с 1910 по 1913 год имелась своя двухрамная паровая лесопилка, работавшая круглосуточно. Рядом были огромные запасы строевого леса, который перерабатывался арестантами в стройматериалы и продавался Управлению постройки Амурской жд. Разделано за 3 года до 300 тысяч брёвен. (Отчёт инспектора Н.М. Соколова, 1914 год.)

5) На 1912-13 год на карте Переселенческого Управления нет информации о выделении земель под поселение возле разъезда Сиваки.

6) Газета «Амурское эхо», №1250 за 7 февраля 1913 года, публикует отчёт Управления постройки Средней части Амурской жд, в котором сообщается, кроме прочего, о 100%-ной готовности всех строений на разъездах 4-го участка.

7) Стрелочником на разъезде Сиваки с 1 июня 1913 года работает Фёдор Ефремович Толстихин (фонды РГИА).

8) В 1913 году «Междуведомственное совещание по делам Дальнего Востока признало желательным монополизировать в руках казны всё лесное дело на нашей окраине. С этой целью предполагалось построить по Амуру и по линии Сибирской жд сеть больших лесопильных заводов, оборудованных по последнему слову техники, чтобы на них можно было разрабатывать всевозможные сортименты, имеющие спрос на заграничном рынке». («Амурское эхо», №1304 за 20 апреля 1913 года.)

9) После продолжительных ливней лета 1913 года река Тыгда, по которой обычно сплавлялся лес до Благовещенского лесозавода, смыла все заготовленные за зиму брёвна – несколько десятков тысяч штук. Требовалось найти другие, менее рискованные, способы доставки леса потребителям безлесной зоны. С началом стабильной работы Амурской железной дороги в 1914 году такая возможность появилась.

10) Так, в 1915 году появляется небольшой казённый лесопильный завод в Сиваках, рядом прокладывается подъездной железнодорожный путь к местам лесозаготовок.

11) «Голос Труда», №207 за 29 декабря 1917 года, стр. 3, сообщает: «Организационное собрание рабочих и служащих Сивакского лесопильного завода состоялось 16 декабря при наличии 39 человек. Председателем собрания был избран Иванов…»

12) С 1923 года лесозавод относился к Дальлесу.

13) Согласно статистическим данным за 1923 год, в Сиваках проживают 54 семьи, всего 130 человек.

Подведём итоги. Разъезд Сиваки начал свою работу с середины 1913 года, первые дома построены для его работников накануне. Через год, в связи с предполагаемым строительством лесозавода, появляются первые поселенцы будущего посёлка, но информация об их численности в Статистический отдел не предоставлена. С этого момента посёлок, благодаря лесозаводу и богатой лесосырьевой базе поблизости, быстро развивается и расстраивается.

Посёлок Сиваки – самый молодой из всех ныне существующих посёлков в районе, но по темпам своего развития он тогда опережал все остальные. По проекту, это обычный железнодорожный разъезд без всякой перспективы на будущее, но уникальное географическое положение дало ему особый шанс.

Сергей Борисов, с. Тыгда,

по материалам архивов, статистики, справочной литературы начала 20 века.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

445