Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

16.04.2021 08:56 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 16.04.2021 г.

Верования, приметы, обряды и обычаи казаков

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи, они являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Каждому обычаю было отведено определённое время или важное событие.

Перед тем как начать какое-либо дело – посев, покос, постройку нового дома, замешивание теста, говорили, крестясь: «Господи, благослови!» или «Господи, богослови!».

Иконы, божницы в домах вывешивали в восточном углу, обязательно в зале (переднем углу), а не в прихожей.

Перед Егорьевым днём (23 апреля/6 мая) в ясли (кормушки) лошадей ставили иконы Георгия Победоносца, а если таковых не было, то иконы Богородицы или другие. Затем закладывали свежее сено. Перед этим ясли тщательно чистили. Перед Егорьевым днём коней чистили металлическими скребками, расчёсывали гриву и хвост, который казаки никогда не подрезали, конскую упряжь украшали медными бляхами.

Георгий Победоносец считался у казаков покровителем лошадей. А казак без коня не считался казаком. Все разговоры, возникающие между станичниками, – о конях: у кого какой конь, да чей лучше, сильнее, быстрее. У кого можно купить, кому продать. Конь для казака – всё: на нём пахали, боронили, сеяли, жали, возили хлеб с поля на гумно, с мельницы и на мельницу, молотили, возили сено и дрова. На нём соревновались в скачках, на нём воевали. Сыновей, да и дочерей с малолетства приучали сидеть на конях, привязывая ноги к стременам.

Собирая сына на военную службу, семья, бывало, разорялась, но покупала строевого коня. Считалось позором не приобрести сыну хорошего жеребца.

С особой ответственностью казаки подходили к строительству своих жилищ. При укладке маток (массивных балок под потолком, выполняющих несущую функцию), хозяин, если он нанимал строить дом работников, старался как можно лучше накормить и напоить их, чтобы в вырубленные ямки они положили монеты, крестики или иконки. Если не уважишь работников как следует – могут подшутить или назло не положить этих предметов и тогда замаешься: дом будет скрипеть, в подполье появится вода, а то и дом может сгореть или часто в доме будут умирать, или какая другая напасть.

Перед тем как входить в новый дом, сначала запускали кошку (кошку или котёнка, к слову, нужно было обязательно своровать – это не считалось зазорным, наоборот, о кошачьем прибавлении обязательно, как бы случайно, объявляли на посиделках), затем заводили детей и вносили икону. Если не было своих детей, просили у соседей, что было для них большим почётом, эти соседи после того считались родственниками. Затем дом освящался местным церковным батюшкой.

Чтобы задобрить Домового, для него специально выпекали колобок и ставили в подполье вместе с рюмкой спиртного.

Чтобы в доме водилось счастье, на ворота или над дверью прибивалась подкова. Подкову надо было обязательно найти, причём не специально, а случайно. А чтобы в дом никто не прошёл со злым умыслом, у калитки закапывали пучок конского волоса.

Если изгородь вокруг дома ветшала, ставили новую, но обязательно выносили её чуть в улицу, дальше старой. Уменьшать участок считалось плохой приметой.

Дома казаки никогда не закрывали на замки. Может, боясь согрешить (воровство один из смертных грехов), и прилюдная порка, как физическое и моральное наказание на площади, не давали казакам запустить руки в чужой карман, может оттого, что не было замков или нечего было тащить, или в станице почти все были родственниками, или оттого, что в доме всегда оставалась хо-зяйка с ватагой ребятишек (не было семьи меньше 6-8 человек).

Вечерами собирались в одном доме на «посиделки». Щёлкали семечки, курили и, самое главное, вспоминали прошлое. Разговоры длились глубоко за полночь. Благодаря таким посиделкам многие станичные истории дошли до наших дней.

О казачьем гостеприимстве известно давным-давно. Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Гостей хозяева никогда не отпускали без угощения, даже если они приходили через каждый час. Угощали чаем или сливаном, но не спиртным. Было позором не угостить гостя. Зимой любимым угощеньем была свежемороженая печень дикой козы (строганина), нарезанная тонкими ломтиками и приправленная солью.

Создание семьи – главное действие в жизни казака, которое тоже сопровождалось определёнными традициями.

Если сын приводил в дом невесту без ведома отца (что случалось крайне редко, ведь уважение к родителям и старшему поколению ещё одно негласное правило у казаков), отец устраивал смотрины на дому. Невеста дожидалась у ворот, пока созывались ближайшие родственники. Рассаживались вдоль стен по лавкам и начинали вслух обсуждать достоинства и недостатки невесты. Обычно так делали, если она была не из этой станицы. В своей станице смотрины устраивались на дому у отца невесты.

Женились и выходили замуж только по старшинству, то есть семьи сначала создавали старшие дети в семье, несмотря на то, что иногда у младших уже были «на примете» суженые.

Справляя свадьбу, собирались большими компаниями, ставили столы. Посадив молодых в «красный» угол (под святые образа), гости шумно ели, пили, произносили здравицы. А главное, пели песни и частушки. Пели красиво, с толком и душой. Благодаря этому старинные народные песни и частушки передавались из поколения в поколение и многие из них дошли до нас. Как выражались сами казаки: «У нас не поют только немые!» На гуляньях лихо плясали «Подгорную», «Сербиянку», «Семёновну», «Краковяк», «Камаринскую».

После свадьбы молодые жили с родителями мужа. Войдя в дом мужа, невестка не должна была больше смотреться в зеркало –грех. Также замужним запрещалось смотреться (выглядывать) в окна.

При раскладе пищи, в первую очередь, невестка подавала еду сначала свёкру, затем свекрови, деверю (брату мужа), мужу и в последнюю очередь себе.

После рождения в семье ребёнка родители просили близких, соседей или родных стать крёстными матерью и отцом, которые после крестин становились большой роднёй у крестника или крестницы, по сути, становясь вторыми родителями.

Как правило, крёстных выбирали из более богатых семей, чтобы крёстные родители могли одаривать своих крестников дорогими подарками, да и сами родители будут «своими» у богатых крёстных.

Наиболее значительными религиозными праздниками у амурских казаков были Рождество Христово и Пасха.

В ночь перед Рождеством атаман станицы выстраивал на площади до десятка казаков, которые в 12 часов ночи производили залпы из винтовок. А остальные казаки, которые не привлекались для стрельбы на площади, открывали двери своих домов и стреляли вверх. Считалось, что этим они отпугивали нечистую силу, чтобы она не начала свои проказы с Нового года.

Перед Вербным воскресеньем на иконы и божницы клали букеты вербы, а рано утром тот, кто вставал раньше других, веточкой лозы хлестал спящих.

На Пасху яйца красили отваром луковой шелухи, цвет получался насыщенным, тёмно-коричневым. Ребята бегали по станице, бились друг с другом яйцами или бегали на Лысую сопку и Девятую пятницу и катали крашеные яйца с горки.

Куличи и паски пекли из сдобного теста, после ходили в церковь освящать их.

Гости, приходившие в этот светлый праздник, кричали вместо «Здравствуйте!» – «Христос воскрес!», хозяева отвечали: «Воистину воскрес!» – и целовались между собой. Не считалось зазорным в этот день целовать и девчат, тем, в свою очередь, нельзя было отказываться.

Чтобы вовремя собирать или посеять урожай или начать другие земледельческие работы, приходилось ориентироваться в погодных явлениях. По народным приметам предсказывали погоду и определяли, каким будет урожай.

«Год – весною кормится!» – говорили братья-казаки, поэтому многие приметы связаны с весенними наблюдениями: первый гром в северном направлении предвещал холодную весну, в восточном – сухую и тёплую, в западном – мокрую и сырую весну, в южном – тёплое лето. Берёза рано распускает лист – лето будет сухим, а если у берёзы в апрельские дни течёт много сока, лето будет дождливое.

Наблюдая за животными, птицами, насекомыми, примечали, что если пчёлы с раннего утра летят за взятком, летучие мыши порхают, пауки ремонтируют паутину – погода будет хорошая, солнечная. Заяц долго не линяет – будет холодное лето. Ласточки летают низко над землёй – к дождю, высоко – к ясной погоде. Воробьи дружно купаются в пыли – к дождю. На муравейнике нет муравьёв – к дождю, а если «работают» с раннего утра – к хорошей погоде. Утренняя и вечерняя зори красные – к ветру.

Даже сегодня в век цифровых технологий, когда прогноз погоды безошибочно передают спутники, бороздящие в атмосфере, мы по-прежнему верим в приметы, верим потому, что они реально работают.

Постепенно уходят в прошлое, забываются старинные традиции, обряды. Мы, потомки, изучая культуру наших предков, прежде всего хотим, чтобы эти традиции помнили и возрождали!

И. Савина, директор музея истории амурского казачества

Магдагачинского района.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

642