Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

07.05.2021 10:40 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 07.05.2021 г.

Достойны вечной памяти

Старейшие работники локомотивного депо: (слева направо) В.К. Абатуров, С.Н. Климчук, К.К. Демиденко, Г.М. Доморацкий, В.И. Гречанюк.

Отдавая дань глубочайшего уважения и памяти всем фронтовикам, мы с неменьшим уважением должны относиться и к труженикам тыла.

Неумолимо мелькают одна за другой годовщины Великой Победы. Всё дальше от нас годы войны, всё меньше среди нас её ветеранов, на долю которых выпало то суровое и трагическое время. Выросли поколения послевоенных лет.

76 лет мы живём в мире. Для нас это естественное состояние, мы живём, не задумываясь об этом.

Но, всё же, остался у нас один настоящий общенародный праздник – День Победы. Дата, когда нужно с благодарностью вспомнить всех подаривших нам в мае 1945-го мирную жизнь.

Отдавая дань глубочайшего уважения и памяти всем фронтовикам, мы с неменьшим уважением должны относиться и к труженикам тыла.

Магдагачинские железнодорожники в течение всего военного времени обеспечивали бесперебойное продвижение поездов. Напряжённо работали и паровозники, и вагонники, и путейцы, и движенцы. «Всё для фронта, всё для Победы! – такова была задача для всех и каждого работника на своём месте. Трудно было везде: и поездным бригадам, и в ремонте паровозов, и в поддержании железнодорожных путей, и путевым обходчикам, и главным кондукторам, и многострадальным зольщицам, убиравшим горы паровозного шлака.

Из посёлка Магдагачи в действующую армию было призвано 843 человека, в том числе из паровозного депо – 198. Десятки людей были направлены в длительные командировки в другие депо Амурской железной дороги. Не хватало многого: материалов, сырья, инструмента, а больше всего – рабочих рук, квалифицированных специалистов. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки. Так, только в литейном цехе из 83 работающих 62 были женщины и девушки, в том числе Мария Баркова, Анастасия Кучанская, Мария Берестенёва, Ольга Медведева, Анна Самарина, Елена Чернышова, Екатерина Кононова, Татьяна Балакина, Аграфена Мякишева, Надежда Коваленко, Клавдия Шпилёва, Валентина Губарева, Ирина Головина и другие. Старшим бухгалтером этого цеха была Вера Кондратьевна Тетёркина.

У токарных станков трудились, систематически перевыполняя нормы, Надежда Мурашова, Агафья Мурсина, Августина Фоминцова. Сварщицей работала Софья Даргина. Будучи совсем юной девчонкой, она, чтобы сократить простой паровоза в ремонте, кутаясь в ватник, влезала в ещё неостывшую топку паровоза и варила жаровые трубы. Помощниками машиниста паровоза трудились Мария Мартынцова, Ксения Гончарова, Зинаида Астафьева. При депо были организованы курсы кочегаров из числа женщин. Группа, окончившая курсы, переводилась в поезда. В составе группы были Колесникова, Сурминёва, Мурыгина, Малеванчук, Легалина, Квашнина, Пономарёва, Горбунова, Просекова.

Подростками пришли в депо в годы войны М.К. Геращенко, К.В. Потенгуй, А.Г. Осипов, А. Жарков, Л. Жарков, Ю. Первухин, В.Я. Молдаванов, В. Дурнов, К.М. Ушаков, И.М. Фоминых, В. Крючков и многие другие, работавшие наравне со старшими: Р.С. Кичигиным, А.Г. Едапиным, Ю.С. Юровским, И.Н. Клепиковым, И.И. Тетиным, Н.И. Ждановым и другими мастерами своего дела.

Ведущей силой в коллективе были кадровые работники, пришедшие в депо ещё в 30-е годы: И.Ф. Томков, С.Н. Климчук, Н.И. Коледин, Н.И. Таскаев, П.А. Ковальчук, И.П. Наумов, М.П. Князев, В.К. Абатуров, К.П. Пасечников, Н.Н. Орехов, Т.Л. Кузуб.

В числе передовых в годы войны были машинисты П.П. Морев, В.П. Мартынцов, В.Г. Сугутский, Н.К. Максимов, П.И. Сенчо, А.Ф. Чернега.

Все эти работники не считались со временем. Надо – значит надо. В депо отливали корпуса гранат Ф-1, валики для ходовой танков, собрали добровольных взносов на сумму 1,5 миллиона рублей для постройки танковой колонны, собирали вещи для госпиталя, помогали займами стране. «Люди были дружнее, добрее друг к другу, более сплочёнными», – так вспоминали ветераны. И это были не какие-то сказочные, былинные богатыри, способные вершить чудеса. Это было поколение самых обыкновенных советских людей самых разных национальностей, объединившихся для достижения самой справедливой цели – победы над врагом, посягнувшим на нашу Родину.

За заслуги перед Родиной 135 деповчан были отмечены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-45 г.г.». В честь трудовых и боевых подвигов паровозников на ст. Магдагачи в 2007 году установлен на вечную стоянку паровоз Л3927.

Очень ёмко написал о коллективе депо бывший начальник предприятия Иван Маркович Мазыкин: «Подавляющее большинство людей работало, не щадя сил и времени, не требуя наград. Какие это были товарищи?! Слов таких, чтобы описать работу каждого в этом великом коллективе, трудно найти, а найти надо. О таких товарищах, как И.И. Мурашов, К.К. Демиденко, Г.М. Доморацкий, А.Д. Дорожинский, Т.Л. Кузуб, И.В. Ященко, Г. Журавлёв, С.Н. Климчук, В.И. Голубовский, Е.И. Ермоленко, В.И. Гречанюк, Н.М. Трушин – да разве всех перечислишь – я всегда вспоминаю с нежностью и теплотой. Они достойны вечной памяти в коллективе».

В. КАНДЫБИН, смотритель музея

локомотивного депо ст. Магдагачи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

73