Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

18.03.2022 10:09 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 18.03.2022 г.

Переход в округ – вопрос ближайших перспектив

Понятие муниципального округа появилось в российском законодательстве в 2019 году. В том же году в регионе была начата работа по преобразованию двух муниципальных районов – Ромненского и Белогорского – в муниципальные округа. В 2021-м ещё четыре района провели процедуры преобразования, а в 2022 году интерес к получению нового статуса проявили ещё шесть территорий. О том, почему Магдагачинский район в 2022 году не станет округом, а также о плюсах и минусах административно-территориальной реформы мы поговорили с главой Магдагачинского района Андреем Горюновым.

– Андрей Игоревич, насколько нам известно, в этом году в Магдагачинском районе обсуждалась инициатива перехода в округ. Расскажите, что стало причиной такого решения?

– В конце прошлого года районному Совету народных депутатов мною была предложена инициатива о преобразовании нашей территории в муниципальный округ. К такому решению меня и администрацию района подтолкнули проблемы, которые на протяжении многих лет мы не можем решить в силу острого дефицита бюджетов, разграничения полномочий и отсутствия возможностей многих населённых пунктов района самостоятельно участвовать в областных и федеральных программах. Например, чтобы посёлку Магдагачи войти в программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства, необходимо в местном бюджете найти деньги на софинансирование работ. По условиям федеральных и областных программ вклад составляет от 5 до 10%. В поселковом бюджете таких денег нет. При этом мы, как район, не всегда можем помочь поселениям, потому что есть полномочия, за которые отвечает район, и есть полномочия, за которые отвечает населённый пункт. Уже были случаи, когда наши желания финансово помочь посёлкам расценивались надзорными ведомствами как нецелевое расходование бюджетных средств.

Магдагачинский район включает в себя 11 муниципалитетов. В каждом из них необходимо выбирать местных депутатов и глав муниципальных образований. А выборы – это всегда траты бюджетных средств. Сейчас у нас больше 100 депутатов районного и сельского уровней. Ежегодно мы тратим не один миллион рублей, чтобы провести выборы в поселениях. Только в этом году на шесть выборных кампаний нам необходимо найти более семи миллионов рублей. А может, лучше направить эти деньги на благоустройство общественных территорий или ремонты клубов?

Когда изучали вопрос преобразования района в новую административно-территориальную единицу, взяли на вооружение опыт своих коллег из Белогорского муниципального округа. Изучили документы, поговорили с бывшими главами сельсоветов, депутатами и пришли к выводу, что у преобразования есть очевидные плюсы.

– Какие принципиально новые возможности предлагает округ по сравнению с районом?

– При переходе в округ на территории образуется одноуровневая система власти – одна окружная администрация и один представительный орган. Уходят в прошлое сельские и поселковые Советы депутатов, а также местные администрации. Их место занимают подразделения теперь уже администрации округа.

На протяжении многих лет главы поселений жалуются: «Нас завалили бумагами! Прокуратура требует, Госпожнадзор требует… Надо оперативно внести изменения в устав, надо собрать и обобщить информацию для администрации района… Надо, надо… А когда нам работать с людьми?»

Вопрос справедливый. У каждого из 11-ти сельсоветов нашего района есть свой устав, бюджет, свои программы, регламенты, положения. И все эти документы мы обязаны корректировать, так как федеральное и областное законодательство часто претерпевает изменения. Муниципальный округ позволяет освободить представителей власти на местах от бумажной работы, которой с каждым годом становится всё больше. В округе действует один устав и самое важное – единый бюджет, где сконцентрированы все финансовые возможности территории.

С переходом в округ у представителей власти на местах появляется больше времени для работы с жителями. Сейчас главы физически не могут охватить своим вниманием все территории. А вопросов в каждом поселении очень много! Это и благоустройство мест отдыха, и освещение улиц, и наши дороги…

К сожалению, сейчас почти все сельские бюджеты дотационные. У многих хватает средств только на зарплату работникам администраций и оплату коммунальных услуг за содержание муниципальных зданий. О каком развитии территорий можно говорить?! Муниципальный округ позволяет консолидировать все денежные ресурсы в одном бюджете, уйти от трат на проведение выборов и «довыборов». С получением статуса округа мы сможем активнее участвовать в национальных проектах и программах. Почему я в этом уверен? Все полномочия будут собраны в округе, у администрации появятся законные основания финансировать те или иные расходы. Это значит, появится возможность выделять деньги на софинансирование программ и проектов, ведь ремонтировать и восстанавливать нам есть что! Ремонт одних только коммунальных сетей требует значительных средств.

Преобразование в округ позволило бы нам привлечь дополнительную дотацию из бюджета Амурской области. Такую форму поддержки областное правительство предусмотрело для пилотных территорий, которые сейчас преобразовываются в округа. Для нашего района такая финансовая поддержка составила бы порядка 60 миллионов рублей. Эти деньги можно использовать на модернизацию ЖКХ, благоустройство и другие насущные вопросы поселений.

– Вы упомянули, что при переходе в округ в посёлках и сёлах не станет местных администраций. Тогда как власть будет взаимодействовать с населением?

– На месте ликвидируемых администраций сельсоветов появляются муниципальные казённые учреждения или территориальные отделы администрации округа, а на месте сельских депутатских корпусов – общественные советы.

На встречах я часто слышал опасения земляков, что с переходом в округ они лишатся возможности на месте получать необходимые справки, совершать нотариальные действия, быстро обращаться за помощью. Такого не произойдёт, поскольку образованные на месте администраций сельсоветов подразделения округа будут заниматься всеми прежними вопросами, в том числе − выдачей справок и документов.

– Тогда в чём отличие подразделения окружной администрации от сельской или поселковой?

– Самое важное отличие в том, что теперь не будет ситуации безответственности, когда, например, поселение годами не занимается благоустройством или освещением улиц, а район просто не вправе в силу разграничения полномочий делать это за местную администрацию.

В округе на место советов депутатов в каждом поселении приходят общественные советы, куда должны войти активные и неравнодушные люди. При этом мы знаем, что во многих депутатских корпусах сегодня представлено немало энергичных, горячо болеющих за свою малую Родину людей. Мы видим, как депутаты и главы сообща решают проблемные вопросы. Такое взаимодействие дорогого стоит! Уверен, что такой актив необходимо не только сохранить, но и приумножить.

Общественные советы могут стать своеобразными «локомотивами» работ по благоустройству населённых пунктов. Для этого в области успешно работает программа поддержки местных инициатив, выделяются значительные деньги на проекты по благоустройству общественных пространств, освещение улиц, обустройство спортивных и детских площадок, обновление клубов.

– Андрей Игоревич, процедура принятия решения о преобразовании принимается при участии жителей района?

– Да, по закону обсуждение данного вопроса проходит в формате публичных слушаний в каждом поселении района, а затем рассматривается на заседаниях сельских и поселковых Советов народных депутатов. После проводятся районные публичные слушания и заседание районного Совета народных депутатов, которые вносят инициативу о преобразовании в округ в Законодательное собрание Амурской области.

Важно, что если два и более сельских или поселковых Советов народных депутатов не выразили согласие на преобразование района в округ, то такое преобразование невозможно.

− Как проходили публичные слушания, какие вопросы задавали жители?

– Почти на всех публичных слушаниях было много людей. Наши земляки интересовались, из каких доходов формируется бюджет, как в округе избирают главу и депутатов, сохраняются ли сельские льготы. К нам приезжали коллеги из Белогорского муниципального округа, которые рассказывали о своих наработках.

Благодаря нашим совместным усилиям инициатива по переходу в округ нашла поддержку большинства участников слушаний и депутатских корпусов. Например, в Магдагачи в слушаниях участвовало более 100 человек. И тогда никто в зале не высказался против.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех за активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к судьбе родных населённых пунктов, за вопросы и предложения. Хочу сказать спасибо депутатам, которые высказали своё мнение и поддержали нашу инициативу.

– Тем не менее, насколько нам известно, в этом году район преобразован в округ не будет?

– Как я уже отмечал ранее, процедура перехода в округ – многоступенчатая. К сожалению, большинство депутатов в Магдагачи (при положительном решении жителей посёлка на публичных слушаниях), в Тыгде и Гудачах инициативу по переходу в округ не поддержали. Мнения разделились, но такое решение трёх депутатских корпусов отодвигает преобразование на более поздний срок. В то же время эти депутаты, к сожалению, не привели никакой внятной аргументации. Такое иногда случается, когда в представительном органе у депутата главная цель – заниматься популизмом. Тогда никакие аргументы про перспективы и эффективность не работают. Не вижу смысла их переубеждать, всегда будут люди, которые сопротивляются новым решениям, но уверен, время всё расставит на свои места.

– То есть вы считаете, что решение о преобразовании в округ ещё впереди?

– Конечно. Сегодня в Госдуме рассматривается проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Он устанавливает переход всех муниципальных районов в муниципальные округа до 2028 года. Мы хотели сделать шаг к преобразованию территории раньше, чтобы получить финансовую поддержку правительства области. Например, Белогорский муниципальный округ за счёт средств дотации приобрёл коммунальную технику для поселений, реализовал масштабную программу благоустройства. Мы же в этом году по-прежнему будем тратить средства на муниципальные выборные кампании, которые обходятся бюджету в значительные суммы, и латать дыры, так как на большие проекты у нас нет ни ресурсов, ни полномочий.

Виктор Максимов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

144