Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

12.02.2018 10:45 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 09.02.2018 г.

Наша плотина уникальная, и её надо сохранить

История возникновения нашей родной Магдагачинской плотины.

Сегодня всё меньше остается людей, кто помнит и знает историю возникновения нашей родной Магдагачинской плотины.

А ведь она уникальна по своей истории возникновения и обязана этим строительству Амурской железной дороги.

Дело в том, что во времена паровозной тяги на железных дорогах страны весьма особое внимание уделялось устройствам водоснабжения.

И что очень важно, на строительстве Амурской железной дороги впервые в мире применили новые конструкции водозаборных устройств. Когда источники водоснабжения (реки и озера) промерзали до дна, строили шахтные колодцы и галереи для забора грунтовых вод.

Накопление воды во время паводка обеспечивалось плотинами специальной конструкции (водохранилища станции Магдагачи, Сковородино и Шимановская являются просто уникальными примерами), которые устраивались в условиях вечной мерзлоты. При резких колебаниях дебита поверхностных и подрусловых вод был разработан и применён особый тип комбинированных водоприемников. В 1909-1915 г. г. на Амурской дороге вместо дорогостоящей и ненадёжной в эксплуатации укладки труб в отапливаемых подземных галереях стали применять трубопроводы с подогревом воды и непрерывной её циркуляцией (метод А. И. Юхотского). Благодаря этому в северных районах Забайкалья и Приамурья появилась возможность транспортировать воду на десятки километров.

Водопроводы на всём протяжении Транссибирской магистрали имели водоёмные башни, многие из них сохранились и представляют собой памятники отечественного инженерного искусства конца XIX — начала XX столетия.

Несмотря на быстрые темпы проектирования и строительства, отечественные инженеры-строители и архитекторы проявляли высокую требовательность к качеству проектов зданий и сооружений, к детальной проработке отдельных элементов. Именно поэтому они и сегодня продолжают служить нам верой и правдой, несмотря на то, что построены более 100 лет назад (а сколько таких башен сегодня оказалось брошено и безвозвратно загублено)...

Решающее значение в развитии структур водоснабжения на железной дороге имели Постановление ЦК ВКП(б) от 1931 года и Постановление Совнаркома СССР от 1934 года, именно тогда на участке от Карымской до Уссурийска началось усиление действующих и строительство новых пунктов водоснабжения.

Благодаря таким серьезным решениям Советского правительства наша плотина́ регулярно чистилась, и к тому же тщательно охранялась специально созданным дивизионом. Со слов магдагачинских старожилов, у них на памяти остались воспоминания о полном спуске воды из плотины летом 1949 года через специальный главный шлюз в виде тоннеля. (Кстати, после этого наша плотина́ больше так никогда и не чистилась). Очистка проходила с помощью бульдозеров, которые сгребали и вычищали всю грязь и накопившийся ил. В те годы плотина́ никогда не зарастала «островами». Купание и отдых на прилегающих берегах были категорически запрещены (запрет на купание действовал до 1951-52 г. г., затем, когда в стране расформировывались Округа железных дорог, был расформирован и этот дивизион). Кстати, со слов всё тех же старожилов, двухэтажный дом на улице К. Маркса (что сегодня находится напротив администрации посёлка) в народе носил название «дивизионный», здесь жили сотрудники специального дивизиона охраны плотины.

Эксплуатация объектов водоснабжения на железной дороге всегда находилась в ведении локомотивной службы. Однако, в 1964 году организуется самостоятельный отдел водоснабжения и санитарно-технических устройств. С тех пор на дороге начали создаваться Дистанции водоснабжения (была такая и в Магдагачи). Согласно данным Госстандарта тех лет, до 90% воды́ ЗабЖД (бывшей АмурЖД) являлись отличного и хорошего качества. При переводе с паровозной на тепловозную и электровозную тягу расход воды резко уменьшился, но зато увеличился на жилищное и коммунальное хозяйство.

Многие магдагачинцы помнят, как в 90-е годы местными властями была предпринята попытка очистить плотину с помощью земснаряда, доставленного по Амуру через Толбузино. Но из этого ничего не вышло, очистить плотину не удалось.

В настоящее время плотина продолжает интенсивно зарастать, её шлюзы разрушаются. А ведь когда-то на ней было именно так, как на этом фото.

Фото сделано в самом начале 1970-х годов, тогда многие магдагачинские рыбаки-любители имели свои лодки, так называемая «лодочная станция» находилась правее того места, где через трубу спускается тропа от улицы Первомайской к берегу плотины. Все лодки крепились на цепи и закрывались на навесные замки. На фото тех лет изображен Иван Тимофеевич Яковлев, проработавший много лет в кузнице Паровозного депо и проживающий в те годы на улице Дзержинского, настоящий рыбак, снабжающий отборными карасями всю округу.

Кстати на фото видно, как много было служебных зданий непосредственно рядом со шлюзами с правой и с левой сторон. Кругом работали люди и работы хватало всем.

В энциклопедических справочниках Приамурья сегодня можно прочесть лишь следующую скупую информацию:

Водоснабжение посёлка Магдагачи осуществляется за счёт подземных источников, водозаборные сооружения сосредоточены на двух участках: на правом борту реки Горчаки и на правом борту реки Магдагачи. Плотина имеет площадь – 507 266 кв. метров, глубина доходит до 7 метров, длина – 600 метров. Водохранилище служит гарантированным запасом технической воды для всех предприятий райцентра.

Ну, а что можно сказать про день сегодняшний, а еще лучше, про день завтрашний. Мы должны сделать всё, чтобы не потерять эту красоту и не загадить её. Для этого нам надо поучиться у наших соседей. В Приамурье много примеров, когда люди брались за очистку и облагораживание своих местных озёр, разводили там рыбу, создавали базы отдыха. Один из них – озеро в селе Натальино (мы его проезжаем по автотрассе от Свободного до Благовещенска), где местные власти добились финансирования программы по разводу карпа и сазана. И ведь нам это тоже по силам.

Ну а такие грандиозные работы, как очистка и ремонт шлюз – это дело наших местных властей, которые должны подумать, где и как найти на них средства.

А ещё необходимо запретить рубку леса вдоль рек и ключей, питающих нашу плотину водой. Всем нам надо помнить, что ХХI век станет веком огромного дефицита питьевой воды.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1396