Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

16.11.2018 10:26 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 16.11.2018 г.

Посёлок на изгибе реки

Первый вокзал посёлка Ушумун.

Станция и посёлок Ушумун так же, как и многие другие, возникли в связи со строительством Средне-Амурского участка железной дороги. Строительство этого участка началось в 1910 году. Согласно одной из версий, название станции произошло от эвенкийского слова «усмун» – небольшая извилина, небольшой изгиб реки (станция возникла в верховьях реки Сиваки, в месте, где она делает небольшой изгиб). Однако в данной местности также протекает река Ушумунка. Название данного гидронима переводят с эвенкийского аналогично – «небольшой кривун на реке». Рос посёлок Ушумун за счёт прибывающих переселенцев и мастеровых людей. В 1938 году населённый пункт получил статус посёлка городского типа.

По воспоминаниям сторожила посёлка Семёна Фёдоровича Тюменцева, в район будущего Ушумуна из Сретенска направилась артель из 26 человек. Ехали долго, на лошадях, вдоль реки Шилка, а потом на плоту по Амуру. Нерадостная картина открылась артельщикам на месте. Жить приходилось в палатках, землянках, шалашах, сооружённых из корья и травы. Водой пользовались из болот. Царское правительство в первую очередь заботилось о строительстве полицейских учреждений, церквей, жилые дома строились с оговоркой. В Ушумуне первый дом был выстроен для полиции. К месту строительства тянулись дельцы, авантюристы, спиртоносцы. Одним из первых сюда приехал купец Карма. Он открыл лавку по продаже водки. Затем прибыл хлебопромышленник Батанов, который открыл хлебопекарню. Постоянный голод, холод, дороговизна, бесправие – всё это вызывало протест у рабочих, они уходили с места строительства. Правительство, не на шутку встревоженное, решило перебросить на этот участок дороги арестантов. (Тюрьма политкаторжан находилась вблизи села Соколстан по Черняевской ветке.) Их трудом пользовались там, где было крайне тяжело или даже невозможно работать. Участок дороги между станциями Ушумун и Ту, пролегающий по болотистой местности, протяжённостью 70 вёрст, строился исключительно политкаторжанами. В 1912 году началась укладка путей. Необходимые материалы для этого доставлялись по Черняевской ветке.

Весть о победе революции первым принял по телеграфу один из старейших жителей посёлка Г.Ф. Хайлук. И когда эхо октябрьских революционных событий докатилось до Ушумуна, здесь был избран первый в районе поселковый Совет рабочих и солдатских депутатов, главой его стал С.Ф. Тюменцев. Здание, где собиралась местная буржуазия, передали под рабочий клуб.

Осенью 1918 года посёлок был оккупирован японскими войсками. Они грабили и убивали мирных жителей. Местный цирюльник, оказавшийся агентом японцев, вступил в контакт с ними. Прибыли и американские военные. Сторожилы вспоминают, что они вели себя намного гуманнее относительно мирного населения. Повсеместно стали создаваться партизанские отряды. В составе партизанских отрядов участвовали и жители посёлка Ушумун: И.П. Лизунов, И.Е Македонов, Н.Н. Редькин, И.К. Светликов. Когда в 1920 году с территории Приамурья были изгнаны интервенты и белогвардейцы, в посёлок возвратилась Советская власть. Однако перед эвакуацией японцы сумели схватить партизан, которых пытали, а затем расстреляли и трупы сбросили в глубокий колодец на окраине посёлка. После ухода интервентов жители собрали трупы погибших и захоронили в братской могиле на привокзальной площади, в 1925 году на этом месте был поставлен памятник.

В марте 1920 года в Ушумуне был избран ревком под руководством Н.И. Редькина. Кроме поселкового ревкома был создан ревком узловой, во главе которого встал учитель М.М. Медведев. Начались занятия в начальных школах, железнодорожной и поселковой.

В 1929 году появился нижний склад Ушумунского лесхоза, в 1933-1936-ом построен шпалопропиточный завод, а в 1934-ом – на электростанции запущен первый локомотив. Электрический ток стал поступать в дома и предприятия посёлка. В том же году началось строительство второго корпуса локомотивного депо. Открываются ясли и детский сад, библиотеки, а в 1940 году – новое здание для средней школы.

В годы Великой Отечественной войны многие ушумунцы воевали на фронтах, были удостоены боевых орденов и медалей, а бывший рабочий склада топлива Василий Иванович Суворов – звания Героя Советского Союза.

С 1955 по 1965 годы в посёлке выросли 12 двухэтажных домов, один четырёхэтажный, построены Дом отдыха локомотивных бригад, баня.

Действовало около тридцати предприятий и организаций: ПМС-185, жд станция, база запаса Магдагачинского локомотивного депо, прорабский пункт и участок водоснабжения и водоотведения Магдагачинской дистанции гражданских сооружений и водоотведения, автоколонна, контрольный пост осмотра вагонов, участок ПЧ-15 Шимановской дистанции пути, участок ШЧ-8 Магдагачинской дистанции сигнализации и связи, района контактной сети ЭЧК-40, сетевой район электроснабжения ЭЧЭ-9, детский сад отдела учебных заведений Забайкальской жд, поликлиническое отделение Магдагачинской узловой больницы на 20 койко-мест, Дом культуры, клуб железнодорожников, поселковая библиотека.

Постройка 1910.

Паровозное депо посёлка Ушумун.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

643