Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

16.02.2018 13:05 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 16.02.2018 г.

Основание села Тыгда

В 1904 году на территории современного села Тыгда было всего 4 дома, построенных в районе оврага юго-восточной части современного села. Сейчас это конец улиц Партизанская и Кошелева. Поселение, вероятно, имело название Нижняя Фёдоровка. Именно это название среди старожилов восточной части Тыгды бытует до сих пор.

Название села Тыгда происходит от эвенкийского слова «тыгдэ», что означает «дождь», «дождевой». Тыгда – Дождевая река. Это название первоначально относилось к реке, на берегу которой находилось селение Тыгдинское (Малая Тыгда). Река Тыгда и сейчас ещё сильно разливается после каждого дождя, что, по всей видимости, и послужило её названием. Название левого притока Тыгды, протекающего в восточной части села – речки Улагач – происходит от эвенкийского слова «улагачин», означающего «промокший». Второй вариант названия: «тыгдэлэн», «тыгдылэн» – «мостик, бревно, перекинутое через ручей для перехода». (см. Эвенкийско-Русский словарь). Другие варианты переводов, встечающиеся в литературе и в интернете, не имеют под собой никакой документальной основы и являются плодом народного творчества.

К сожалению, имена самых первых поселенцев, как и первые их дома, история для нас не сохранила. Известно лишь одно – все они были переселенцы из Амурской области. Позже сюда «на вечное поселение» отправили нескольких освобождённых каторжников.

Первыми застраивались современные улицы Кошелева и Партизанская.

К 1910 году в поселении было уже 10 домов. Одна дорога (современная улица Кошелева) уходила на Зейский тракт, другая (переулок Мухина) – через реку Улагач, на Фёдоровку (около 6 километров).

Во время строительства железной дороги и станции в 1910 году это село официально получило название Тыгда. Строительство станции и всей инфраструктуры явилось мощным стимулом для развития села.

Место станции и посёлка было выбрано с таким расчётом, чтобы посёлок, находясь на перекрёстке железной дороги и Черняево-Зейского колёсного тракта, служил перевалочным пунктом. Отсюда золотопромышленники отправляли свои груза на далёкие таёжные зейские прииски.

По тракту Черняево-Зея в сентябре 1910 года из Соколовского Стана в поселение Тыгда прибыло 200 политкаторжан. Лагерь каторжан в Тыгде располагался рядом с трассой будущей железной дороги в границах: с востока – улица Станционная; с севера – начало улицы Первомайской; с юга – дорога между двумя современными зданиями ПЧ-14 и бывшим зданием аптеки №23; с запада – нынешний забор хоздвора бывшей торговой базы Дамбукинского Продснаба. На территории лагеря находились два колодца. Один из них и рядом баня 4x6 метров располагались вблизи нынешнего двухэтажного кирпичного дома по ул. Станционная. Колодец долго снабжал водою жильцов, сейчас уже не работает.

Политкаторжане проживали в палатках с печным отоплением, в полубараках. Имелись складские помещения для провианта, имущества, инвентаря.

Южнее лагеря политкаторжан было построено здание тюремного ведомства. В годы советской власти в нём располагались разные учреждения властных структур: суд, прокуратура, заезжая комната пограничной комендатуры заставы Черняево.

Все железнодорожные посёлки, с момента начала строительства Амурской железной дороги и до его окончания, находились в ведении Жандармско-полицейского управления, конторы которых находились на крупных станциях. В нашем районе это были Магдагачи. Доставка на строительство рельс, шпал, строительных изделий производилась в поселения Ушумун (по специально проложенной железнодорожной ветке из Черняево), Тыгду (по почтово-переселенческому тракту) с пристани Черняево через Соколовский стан, гужевым транспортом. Часть лесоматериалов вырабатывалась на месте, механизмов не было.

В 1910 году началось строительство железной дороги на восток и на запад и строительство зданий и сооружений станций Магдагачи, Тыгда, Ушумун. На постройку железной дороги из Смоленской, Витебской, Минской и других губерний двинулись массы рабочих. Демобилизованные военнослужащие царской армии оставались на строительстве железной дороги. За ними сохранялось право по истечении трёх лет вернуться в Центральную Россию, при этом они получали денежное выходное пособие от государства. Тот, кто проработал на постройке более трёх лет и здесь остался, терял право на денежное пособие от государства.

На строительстве работали сибиряки, приезжие мастеровые, арестанты, солдаты, иностранные рабочие – азиаты.

По договору работали китайцы. Количество китайцев сначала было 2-3 тысячи, а потом работало до 8 тысяч человек по всем участкам. Условия работы были очень тяжёлые, оплата за труд низкая. Продолжительность рабочего дня 12,5-13 часов.

На территории нынешней тыгдинской районной станции по борьбе с болезнями животных (северная окраина села Тыгда) располагался строительный пункт вольнонаёмных (контрактных) рабочих. Были здесь баня, кухня, столовая, магазин смешанных товаров, водочный магазин, контора подрядчика работ. Заработок выдавали каждую неделю.

Вольнонаёмные рабочие вози-ли грунт тачками и таратайками, в таратайки впрягались лошади. Таратайка центровалась на двухколесной оси, чтобы сама опрокидывалась, стоило только снять стопор и чуть-чуть приложить усилие. Грунт брали рядом со строящимся земляным полотном, вдоль его была гужевая дорога. Политкаторжане были заняты на разборке скальных пород при проходке земляных выемок. Грунт на насыпь политкаторжане и зимой, и летом возили, закованные в кандалы и прикованные к тачкам. Отсыпали земляное полотно под одноколейную железную дорогу.

Съехавшись с разных сторон, с разными намерениями, укладами жизни, жители Тыгды представляли собой пёстрый состав. Тыгда жила своеобразной жизнью, которая обуславливалась её положением.

В 1913 году в Тыгде, на углу современных улиц Советской и Бояринцева, черняевский купец Юдин, одним из первых, построил добротный магазин (дом, окрашенный в розовый цвет), склад и пекарню. Последняя работала почти до 1950-х годов.

Застройка села проходила беспланово: никаких улиц не было, дома или группы домов были разбросаны беспорядочно. Жители выбирали хорошие сухие участки. Строились, в основном, на южной стороне, так как на северной не разрешалось (в районе улиц Пионерская-Базарная было сельское кладбище). Но это запрещение, впрочем, не всеми соблюдалось.

В 1913 году по настоятельному требованию жителей была открыта школа. Здание школы было перевезено из деревни Фёдоровки, жители которой к этому времени уже разъехались. Школа была поставлена перед современным зданием СЮТ, чуть южнее его. Фундамент от первой печки там ещё сохранился. Школа была частной, платной. Поэтому обучались в ней, по воспоминаниям старожилов, только дети купцов и станционных начальников. Тем не менее, эта дата в истории Тыгдинской школы считается отправной. После постройки в 1940 году новой двухэтажной школы, здание прежней было передано под детский сад и перевезено на улицу Базарную, где стояло до 1960-х годов.

По большим праздникам из Ново-Покровки приезжал священник и совершал богослужение. Обычно жители сами ездили в церковь.

Старейший житель села, чьё имя сохранила история, – Иван Минаевич Лапоухов, 1880 года рождения. Жил он в Тыгде с 1907 года, ещё до начала строительства станции. Последнее время проживал на улице Кошелева в доме №49. Умер в 1960-х и похоронен в Тыгде.

Среди старейших жителей села называют В.А. Гринькина, Е.Г. Сорокину, Е.С. Урезалова, И.В. Архипова, И.П. Брагина, П.И. Кабанцева, И.В. Кленина, М.Д. Гамайло, А.К. Нагалевского.

Население села хоть и медленно, но росло. Появились предприимчивые люди, а также разного рода дельцы и спекулянты. Братья Бекузаровы завели торговлю фуражом для лошадей, а затем один из них владел спирто-разливочным предприятием. Магазин стоял на современной сельской площади, возле дороги.

А за речкой Улагач (современная улица Вторая Заречная) предприимчивый немец Видль построил пивоваренный завод. Рядом стояли колодец и хранилища для бочек с пивом. Пиво с этикеткой «Тыгдинское пиво» пили не только в Тыгде, но и в Ушумуне, Магдагачи, а также в окрестных сёлах.

На улице Кошелева, напротив старого переезда, находились кабак и постоялый двор (сейчас там стоят дома №№17 и 19). В доме на углу улиц Бояринцева и им. Мухина торговал купец Корановский. Позже, в 1930 году, там разместятся амбулатория и первая аптека; на этом месте сейчас стоит двухэтажный 16-ти квартирный дом.

На месте рядом с современным памятником нашим землякам, павшим в годы Отечественной войны, стоял магазин купца Криводушина. На углу улиц Советской и Кооперативной – магазин купца Юдина, назывался он «Товарищество «Саламандра».

Кроме этих трёх магазинов имелось несколько лавчонок, в которых бойко торговали китайцы. Располагались они на улице Советская. Возле вокзала был небольшой сельский рынок, где местные жители продавали овощи и зелень.

Занятие жителей определялось положением села. В основном это перевозка грузов, доставляемых по железной дороге из Тыгды в Овсянку, Зею и далее на прииски. Часть жителей занималась заготовкой дров для железной дороги (в то время паровозы ходили на дровах), обслуживали станцию, почту. Первое кладбище в селе располагалось недалеко от железной дороги. Сейчас там пустырь между жилыми домами по улице Станционная, базой ООО «Кристалл» и пожарной частью.

С 24 сентября 1913 года в связи с окончанием работ в западной части Амурской железной дороги были упразднены все лагеря. Освободившиеся от срока наказания политкаторжане оставались на жительство в Тыгде и других поселениях, которые находились по трассе железной дороги, строили жильё, обзаводились семьями, хозяйством.

Через железнодорожный путь тогда было устроено два переезда. Восточный переезд был за водопропускной трубой, сбрасывавшей дождевые и грунтовые воды в овраг. Сохранился въезд на железнодорожный переезд – в настоящее время это напротив ворот Тыгдинской нефтебазы, через овраг был построен деревянный мост, ныне мост разрушен. Западный переезд был устроен напротив здания Тюремного ведомства и лагеря политкаторжан и выходил на улицу Усповская (ныне Октябрьская), об этом напоминает характерный изгиб улицы. Гужевая прирельсовая дорога рядом с насыпью была на всём протяжении участка постройки железной дороги. Грунтовая дорога перед мостом через речку Агорта выходила на Зейский тракт. Все мосты были деревянными. Связь между начальником, дежурными по станции осуществлялась простыми индукторными телефонными аппаратами. Для вызова дежурного необходимо было покрутить ручку индуктора.

6 декабря в 1913 году началось сквозное движение поездов по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. 17 декабря 1913 года отправился первый поезд из Благовещенска в Москву. Через каждые 3 и 6 километров Транссибирской железной дороги были построены железнодорожные казармы, разъезды, на которых проживали рабочие по содержанию и обслуживанию железной дороги: путевые обходчики, путевые рабочие, стрелочники, сигналисты и другие работники. На дорогах ходили небольшие паровозы типа «ОВ». В качестве топлива для них использовались дрова, которые заготавливались по всему участку железной дороги, складировались рядом у полотна. От станции до станции движение поездов осуществлялось с применением «жезла», (по системе «жезловка»). Просуществовала такая система до 1935 года.

Движение поездов по Амурской железной дороге, как и на всем протяжении от Владивостока до Москвы, осуществлялось только в светлое время суток. Регулированием движения поездов, маневровой работой занимались сигналисты. В тёмное время суток сигналист разносил и поднимал на семафоры зажжённые фонари, зажигал лампы стрелочных фонарей, с наступлением рассвета фонари снимались с семафоров и тушились. На каждой станции, блокпосте, разъезде имелись керосиновые заправки, там же находился запас фонарей и ламп к ним.

А. КОВАЛЕНКО, Амурские сезоны» географ. РФ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

650