Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

29.09.2022 10:42 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 29.09.2022 г.

Пока ещё живая память

Пишут наши читатели

Работа волонтёров всегда вызывала у меня заслуженное уважение, и когда они попросили меня поучаствовать в установлении полузабытых захоронений на нашем кладбище, я с удовольствием согласилась.

Первым делом мы направились к месту захоронения легендарного директора Магдагачинской школы №155 Владимира Александровича Абатурова ‒ историка, на пару со своей женой, Александрой Спиридоновной, обучающего этому предмету не одно поколение магдагачинских учеников… Я уверена: лишь единицы могут поклониться этим замечательным людям ‒ в лабиринте оградок, среди подступающих мусорных куч найти их могилку затруднительно. Может быть, если бы люди знали, кто похоронен тут, удержались бы от навала очередной кучи…

Мы сошлись на том, что внешним видом могилки Владимира Александровича должна озаботиться школа №1 и в первую очередь – её администрация во главе с директором. Ведь это – история образовательного учреждения, пока ещё не забытая.

Затем мы пришли к более известному гранитному памятнику. Достаточно давно, в 1959 году, в воинской части магдагачинского гарнизона произошло страшное событие: взорвалась цистерна с горючим, сгорели трое военнослужащих. Было им по 21-22 года. Одному из них, Николаю Павловскому, установили памятник, и только благодаря этому сейчас можно определить место их погребения. Другим сотрудники военкомата поставили деревянные тумбочки и ограду. Некоторое время они ухаживали за могилами своих военнослужащих, но со временем

дерево сгнило, и память затуманилась…

Я помню, как работница аэропортовской столовой рассказывала, что незадолго до случившегося к одному из парней приезжала мама, и в зале ожидания она прощалась с сыном, а тот, встав перед ней на колени, обнял их. Что он думал тогда? Чуяло ли его сердце вечную разлуку?

Долгие годы в родительский день у меня в душе звучала песня: «Я склонюсь пред твоими коленями, обниму их с неистовой силою…». Поэтому на протяжении многих лет мы всей семьёй ухаживали за могилками: убирали листья, препятствовали распространению мусорной кучи, красили памятник. Потом я сходила в ЗАГС, в архив, восстановила фамилии и отчества двух других военнослужащих, заказала таблички с их именами и установила вместе с семьёй Любови и Владимира Синицких, тем самым подняв погибших ребят из небытия. Кто-то ежегодно теперь приносит на могилки цветы, конфеты… Но по-настоящему за ними не ухаживают. Может, стоит подключиться военкомату? Ведь военнослужащие погибли при исполнении служебных обязанностей…

Следующее захоронение волонтёры нашли на удивление быстро. Я затруднилась, хотя лет десять ухаживала за могилой Раисы Васильевны Масликовой. И здесь вместе с мужем красили оградку, обновляли памятник, убирали листья, но в последний раз обнаружила, что на могилу упало то ли сгнившее, то ли просто старое дерево, и вновь всё требует обновления.

Раиса Васильевна ‒ учитель немецкого языка, и вся её трудовая деятельность связана со школой №150, а впоследствии – №157. Одноклассники, желая создать легенду, говорили, что она работала военным переводчиком. Военкомат этого не подтверждал.

Не было у неё ни семьи, ни детей, и умерла она в одиночестве мучительной смертью от онкологического заболевания. Вся родня для неё – магдагачинцы и Магдагачи. Хочется, чтобы помнили её с благодарностью. Волонтёры школы №3, учителя и ученики, давайте помнить Раису Васильевну и делиться своими воспоминаниями!

Наконец, мы у самого, пожалуй, известного на поселковом кладбище захоронения ‒ Александра Парамоновича Куприкова, первостроителя посёлка, революционера с мятежного крейсера «Очаков». Писать об этом человеке не буду, предыдущие выпуски газеты подробно рассказали о нём.

Уход здесь производится достойным образом. Планируется установить указатель местонахождения памятника, чтобы каждый мог отдать дань памяти человека, стоявшего у истоков родного Магдагачи.

Кстати, один из волонтёров оказался племянником моей одноклассницы, с которой мы в отряде пионеров-тимуровцев под руководством любимой учительницы Марии Устиновны Пьянниковой занимались тимуровской работой: устанавливали местожительства участников войны, прибивали звёздочки на дома и помогали им по первому зову, да и без зова тоже.

У нас, тимуровцев и волонтёров, в основе общее. И мне захотелось им сказать: «Друзья, я с вами, помогу в любом вашем начинании. Мы вместе!»

О. ВОВЧЕНКО, пгт Магдагачи

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

34