Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

24.12.2021 10:05 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 24.12.2021 г.

Муниципальный округ: опыт белогорских коллег

На минувшей неделе в жизни Магдагачинского района произошло знаковое событие: стартовали обсуждения инициативы преобразования городских и сельских поселений, входящих в состав района, в новое муниципальное образование, наделённое статусом муниципального округа.

Глава района Андрей Горюнов, управляющий делами районной администрации Электрина Горина, начальники финансового управления и правового отдела Маргарита Киселёва и Татьяна Ланкина посетили 9 из 11-ти поселений, дабы встретиться с членами депутатских корпусов и местными жителями, рассказать об особенностях процесса преобразования района в округ, а также обосновать, чем вызвана необходимость принятия такого решения.

Юридические тонкости

Татьяна Владимировна разъяснила юридическую сторону вопроса. Она сообщила, что в соответствии с пунктом 3.1-1 статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, и наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа осуществляется с согласия населения, которое выражается представительными органами.

В соответствии со статьёй 28 того же законодательного акта вопрос о создании округа в обязательном порядке должен обсуждаться на публичных слушаниях. Инициатором их проведения выступают представительные органы на местах. Важно отметить, что переход в округ должен поддерживаться почти 100 процентами поселковых и сельских Советов народных депутатов. При наличии одного отказа преобразование произойдёт автоматически, но если несогласных будет больше – оно не состоится.

Вместе с тем преобразование муниципальных образований путём их объединения в округ повлечёт досрочное сложение полномочий депутатов и глав поселений.

Каков же положительный эффект от таких сложных манипуляций? Переход от района к округу позволит оптимизировать структуру органов местного самоуправления: будет введён так называемый принцип единой власти. Вся полнота ответственности по исполнению полномочий как на уровне округа, так и в поселениях будет возлагаться на окружного главу. Что касается управления на местах, в сёлах и посёлках, вошедших в состав округа, будут сформированы либо территориальные отделения, либо муниципальные казённые учреждения. Их руководителями, по сути, будут те же главы, но наделённые уже другими полномочиями и подчиняющиеся главе округа.

Кроме того, такое преобразование даёт возможность значительно экономить средства на проведении муниципальных выборов.

А что с финансами?

Как пояснила начальник финуправления Маргарита Киселёва, ключевые изменения будут связаны с финансово-экономической основой того или иного муниципального образования.

На сегодняшний день в Магдагачинском районе насчитывается 11 поселений, и только 3 из них – Магдагачи, Ушумун, Тыгда – существуют за счёт собственного бюджета. Остальные же имеют дотационность, которая варьируется от 50-ти до целых 96-ти процентов. В то же время населённые пункты, которые в зависимости от численности населения, площади территории и ряда других аспектов не могут претендовать на финансовую поддержку, имея собственную доходную базу, не в состоянии изыскать средства для участия в различного рода программах, где обязательным условием является софинансирование, а все поступления направляют на гашение сформировавшихся ранее задолженностей.

Говоря простым языком, денег в поселениях нет, а для того, чтобы выделить их из районного бюджета, требуется проходить сложные бюрократические процедуры, отнимающие большое количество времени. Округ решает эту проблему: его бюджет будет единым.

Кроме того, преобразование в округ предполагает направление правительством Амурской области разовой дотации на стимулирование и укрепление территории вновь созданного муниципального образования. Она может быть использована на модернизацию ЖКХ, благоустройство и любые другие нужды поселений. В настоящий момент точный объём дотации неизвестен, однако согласно прогнозам её сумма может составить порядка 60-ти миллионов рублей.

Белогорский МО

В селе Тыгда к представителям районной администрации присоединились коллеги из недавно образованного Белогорского муниципального округа – глава Денис Инюточкин и председатель местной Думы Роман Норяк. Они также посетили встречу, состоявшуюся в районном центре.

Денис Владимирович сразу обозначил свою позицию: они приехали не для того, чтобы кого-то убеждать. Всё, чего они хотят ‒ поделиться собственными знаниями и рассказать, почему создание муниципального округа нужно было им.

В должности главы Денис Инюточкин находится уже на протяжении 10 лет. Это ‒ достаточный срок для того, чтобы понять все сильные и слабые стороны системы местного самоуправления.

В состав Белогорского района входило 13 сельсоветов, каждый из которых разрабатывал бюджет, оформлял соответствующие нормативно-правовые акты, обрабатывал огромное количество документов, которые, по мнению Дениса Владимировича, просто не нужны. «Основная задача сельсовета ‒ работать с населением, рассматривать простые вопросы, на решение которых всего лишь нужно дать денег, чтобы работа была выполнена. Для этого не требуется бесконечная бумажная волокита», ‒ рассказывает он.

В статусе округа бывший Белогорский район существует уже год. За это время ни главы на местах, ни сам Денис Владимирович не пожалели о принятом решении. Создание округа позволило избавиться от бесполезного документооборота, ведь теперь достаточно разработать единый для всех устав, бюджет и нормативно-правовую базу.

Сегодня в Белогорском муниципальном округе 13 муниципальных казённых учреждений, созданных на базе существующих ранее сельсоветов. Все они находятся на сметном финансировании, полномочия строго разграничены. «Если в поселении возникает какая-либо проблема, мы выделяем директору МКУ (то есть бывшему главе) столько денег, сколько необходимо, чтобы о ней забыть. Он, в свою очередь, обязан их освоить. Сегодня наши главы идут и работают, не думая о том, где они будут брать средства, ведь теперь их привлечение ‒ забота окружной администрации. Финансы при этом распределяются равномерно», ‒ делится Денис Владимирович.

Глава округа также считает, что должна соблюдаться вертикаль власти. При привычной двухуровневой системе местного самоуправления полномочия районной и поселковой администраций всё время пересекаются, в результате чего возникает своего рода перекладывание ответственности и назревает логичный вопрос: так кто же главный?

«Без перехода в округ глава района не может просто взять и снять главу поселения, который недобросовестно исполняет свои обязанности и отказывается решать даже самые элементарные задачи. С введением одноуровневой системы это становится возможным. Таким образом мы модернизируем систему управления», ‒ поясняет Денис Инюточкин.

Для главы Белогорского муниципального округа также очевидно, что в подобной системе непременно должны присутствовать представители от народа. Поскольку депутатские корпуса на местах были упразднены, в Белогорском МО при каждом МКУ сформировали Советы общественности, члены которых принимают решения по различным вопросам, связанным непосредственно с людьми «на земле». Руководство окружной администрации, в свою очередь, к этим решениям прислушивается.

Значительную роль играет Совет общественности при назначении на должность директора МКУ: с ним руководство окружной администрации обсуждает имеющиеся кандидатуры. Денис Владимирович подчёркивает: глава должен находиться в постоянном контакте с народом, быть нужным на территории, обладать авторитетом. Не имеет смысла назначать руководителем человека, далёкого от проблем простых людей.

Однако создание Совета общественности ‒ не единственный способ сохранить связь с местными жителями. Как заметил Роман Норяк, поселения вправе учредить ТОС ‒ территориальный орган общественного местного самоуправления, который является юридическим лицом и существует в форме некоммерческой организации. Деятельность подобных органов подробно описана и закреплена в статье 27 того же 131-го Федерального закона.

Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления, но благодаря им продолжает осуществляться власть народа. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств ‒ вот основное содержание ТОС. И в одном из поселений Белогорского округа подобный орган уже существует.

По мнению Дениса Владимировича, преобразование района в округ ‒ это оправданное и стратегически верное решение.

Однако из присутствующих на встрече, организованной в посёлке Магдагачи, не все были настроены столь оптимистично. Так, например, председатель Совета народных депутатов районного центра Андрей Осипенко недоумевал: из рассказа Д.В. Инюточкина можно сделать вывод, что любому директору МКУ достаточно прийти к главе округа, попросить денег на те или иные нужды, и их непременно выделят. Но откуда возьмётся столько средств? За счёт чего увеличится количество денежных вливаний в развитие территории?

Другим был обеспокоен депутат В.М. Ищенко: поскольку после преобразования глава округа наделяется значительно большими полномочиями, не следует ли бояться того, что он станет ими злоупотреблять? «Это хорошо, если глава ‒ с головой, а если с ветром в ней? Что же нас ждёт тогда?» ‒ выразил своё мнение Владимир Михайлович, с которым, конечно, можно поспорить. Всё дело в том, что злоупотребить полномочиями глава может, и управляя районом. Для этого совершение таких сложных манипуляций, как переход в округ, абсолютно не нужно.

В конце концов, если отступить от жарких дискуссий и оценить ситуацию трезво, можно обнаружить один весомый плюс, явно положительный момент, который, собственно, и пытался донести до окружающих Денис Инюточкин: переход к округу ‒ это способ объединить все ресурсы и грамотно пользоваться ими, это возможность избавиться от внутренних разногласий, достичь консенсуса, не перекладывать ответственность за решение тех или иных проблем с главы на главу, а действовать совместно, на благо всего округа и каждого его жителя.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

57