Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

02.08.2021 14:08 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 30.07.2021 г.

Главное – призвание!

Ежегодно 25 июля свой профессиональный праздник в России отмечают сотрудники органов следствия. Этот год особенно важен, ведь Следственный комитет РФ празднует первый юбилей: вот уже 10 лет ведомство стоит на страже закона и порядка как самостоятельная структура.

Об особенностях профессии в интервью нашей газете рассказал Сергей Сергеевич Марченко − следователь по особо важным делам Следственного отдела по Магдагачинскому району СУ СК РФ по Амурской области.

Здесь Сергей Сергеевич трудится с октября 2018 года. Прежде, чем устроиться на работу, он прошёл обучение в институте, службу в армии. За время учёбы достиг больших успехов в занятиях боевым и спортивным самбо, неоднократно побеждал на соревнованиях различных уровней, в том числе на дальневосточных и всероссийских мастерских турнирах. Во время прохождения военной службы принимал участие в соревнованиях военно-восточного округа по армейскому рукопашному бою, где занимал призовые места, за что был награждён знаком отличия Министерства обороны РФ. И вот уже на протяжении почти трёх лет Сергей Сергеевич продолжает неустанно бороться с преступностью.

‒ Сергей Сергеевич, как Вы пришли в профессию? Почему решили быть следователем?

− В 2011 году я поступил в Тихоокеанский государственный университет. Изначально хотел быть инженером, однако взгляды на жизнь изменились, и в 2014 году я принял решение параллельно получить второе высшее образование ‒ юридическое. В процессе обучения на юридическом факультете, прохождения практики появилось желание связать свою жизнь с предварительным следствием, расследованием уголовных дел. Так я и попал в следственный комитет.

‒ Каким, на Ваш взгляд, должен быть хороший следователь?

− Главное качество следователя ‒ профессионализм, который заключается не только в знании закона, но и в отношении к своей работе, успешность которой зависит от грамотного планирования, подготовки к следственным действиям, допросам, проведению очных ставок. Быть следователем ‒ значит постоянно быть в движении, развиваться и самообразовываться по разным направлениям. Вместе с тем следователь должен быть человечным. Потерпевшие, которые проходят по нашим уголовным делам, в большинстве случаев женщины, люди преклонного возраста, дети, в отношении которых совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления. Кроме нас помочь им некому.

‒ Чем занимается следственный комитет? Преступления какого характера Вы расследуете?

− Мы занимаемся расследованием преступлений против личности, таких как убийства, изнасилования, тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних или ими. Кроме того, мы рассматриваем преступления, совершённые должностными лицами: полицейскими, прокурорами, следователями ФСБ, главами муниципалитетов. Расследуем мы и преступления, совершённые врачами, такие как халатность, причинение смерти по неосторожности, предоставление услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлёкшим различные последствия, в том числе смерть человека.

‒ Работая на месте преступления, Вам зачастую приходится наблюдать довольно неприятные картины. Тяжело ли это в моральном плане?

− Следователь не должен пропускать через себя ощущения жертвы в момент совершения преступления. Важно сосредоточиться на сборе улик и доказательств. Если глубоко переживать каждый конкретный случай, то можно попросту выгореть эмоционально, и никакой работы не получится.

‒ Такой подход был у Вас всегда? Помните ли Вы своё первое дело?

− Помню. Это было убийство. Тогда, конечно, я был растерян, смотрел на всё происходящее и думал: «Что делать?» (Смеётся.) Но всё приходит с опытом: постепенно привыкаешь, начинаешь осознавать, что это твоя работа и за тебя её никто не выполнит.

‒ Был ли страх осудить не того человека?

− В первые месяцы работы был. Пока ты неопытен, можешь верить словам, которым верить нельзя. Но со временем понимаешь, что никто и никогда просто так не сознается в том, что совершил серьёзное преступление. Человек будет всячески выкручиваться, придумывать истории, чтобы отвести от себя подозрения. Но в большинстве случаев ложь распознать не так сложно. Нам часто приходится иметь дело с людьми, которые совсем не умеют врать, но думают, что делают это хорошо. В действительности же всё сказанное ими довольно легко проверяется, достаточно всего лишь сопоставить факты. Кто-то, говоря неправду, начинает нервничать, у кого-то бегают глаза, а кто-то сидит слишком поникшим, чем себя и выдаёт. Хотя, конечно, бывают индивидуальные случаи, когда человек настолько безэмоционален, что определить, говорит он правду или лжёт, весьма затруднительно.

‒ Что чувствует следователь, когда опасному преступнику, дело которого он вёл, в суде выносят обвинительный приговор?

− Как говорил мой первый руководитель, результат твоей работы ‒ стоя в суде, держать в руках приговор. Только тогда всё, что ты делал, является выполненным на 100%. Собрать доказательства на уровне следственного отдела, сформировать уголовное дело, направить его прокурору ‒ это ещё не всё. Важно, чтобы судья признал человека виновным. В такие моменты испытываешь чувство удовлетворения и понимаешь, что трудился не зря. Особенно радует, когда успешно завершаются дела, расследование которых длилось семь, восемь месяцев.

− Магдагачинский район − тихий и спокойный?

− К сожалению, нет. В нашем районе обычно совершаются именно тяжкие и особо тяжкие преступления. При этом они довольно нетипичные. Например, не так давно было совершено убийство группой из четырёх человек. Они до смерти избили своего товарища за неосторожно сказанное в социальных сетях слово.

− Что бы в своей работе Вы назвали самым интересным, самым трудным и самым неприятным?

− Самое интересное − изобличить виновного. Это одновременно является и самым сложным, особенно в тех случаях, когда преступление неочевидное. Говоря о самом неприятном, я думаю, Вы предполагаете работу с телами убитых, однако мы в эти моменты не испытываем абсолютно никаких эмоций.

− Какой совет Вы бы дали тем, кто хочет связать свою жизнь с органами следствия?

− Чтобы быть хорошим следователем, нужно иметь призвание. Если его нет, человек вряд ли справится, ведь работа весьма специфичная. Многие ошибочно полагают, что она заключается в перекладывании бумаг. Это далеко не так. Быть следователем очень непросто. Приходится сталкиваться с ненормированным графиком, работать без выходных и праздников, иногда выходить на работу, находясь в отпуске. Никогда не знаешь, что тебя ждёт. Одну неделю может быть всё спокойно, другую − одно за другим суициды, пожары, убийства… Для того, чтобы справиться с этим, я и рекомендую планирование, о котором говорил ещё в самом начале. Если грамотно подойти к организации процесса, то работа будет куда более продуктивной. Довольно часто следователю приходится вести одновременно несколько дел, у меня их однажды было одиннадцать. Если не составить план, то в голове будет путаница, а у следователя её быть не должно.

− И напоследок, чего бы Вы хотели добиться в своей карьере? Кем видите себя через несколько лет?

− Конечно, мне бы хотелось карьерного роста, повышения в должности, но где я окажусь через несколько лет, сказать не могу, ведь нас в любой момент могут перевести в другой город, район, управление. В любом случае, я доволен тем, чем занимаюсь сейчас, и буду продолжать стремиться к новым высотам.

Интервью вела Анастасия Смирнова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10