Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

19.05.2022 10:09 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 19.05.2022 г.

На пожаре – как в жизни

Наступление весны почти каждый из нас ждёт с особым трепетом. День становится длиннее, солнце светит ярче, на деревьях распускаются первые листочки и мир просыпается от долгого зимнего сна. Но столь приятным весенний период оказывается не для всех…

Каждый пожарный знает, что приход весны почти всегда сопряжён с ухудшением пожароопасной обстановки и установлением особого – пожароопасного – периода. Как трудятся огнеборцы в непростых условиях и что включает в себя сложная и почётная профессия пожарного в интервью нашей газете рассказал начальник 9 отряда противопожарной службы Амурской области Захар Кочерга.

– Захар Алексеевич, в этом году зима оказалась абсолютно не снежной. Как сильно это повлияло на текущую пожароопасную обстановку?

− Погода является одним из ключевых факторов, влияющих на пожароопасную обстановку. На 9 мая текущего года у нас зафиксировано 106 пожаров, в аналогичном периоде прошлого их было 42. Если мы рассмотрим ситуацию более детально, в прошлом году на конец марта пришлось выпадение значительного количества осадков, зима выдалась снежной. Соответственно, и количество палов, природных, бытовых пожаров было значительно ниже. В этом году осадки практически отсутствовали, более того, ветры стали дуть неимоверные, в порывах – до 30 метров в секунду! Так, например, 9 мая, когда произошёл один из последних крупных пожаров, порывы ветра были в среднем 27 метров в секунду.

– Возгорания чаще всего возникают из-за неблагоприятных погодных условий или по иным причинам?

− Во всех пожарах виноват человек. В чём, можно сказать, вина человека, если, например, ветром захлестнуло провода? Хорошо. Провода захлестнуло. Но почему под этими проводами была трава по пояс? Почему сухие дрова лежали неприкрытые? Человек должен сделать всё, чтобы упавшая искра не привела к возгоранию. А у нас что? Придомовые, садовые участки не готовы к пожароопасному периоду. Весной люди должны убрать сухую растительность, собрать и сложить штабелями доски, накрыть их железом или фанерой. Трава должна полностью выкашиваться по осени. Также на каждом участке должен иметься неприкосновенный запас воды – 200 литров. Но этого нет. Конечно, я не говорю, что все люди безответственные, есть и те, кто соблюдает правила, но таких немного.

Мы ездим по району с административной комиссией. Где-то ситуация хуже, где-то чуть лучше, но везде прослеживается одно: нежелание людей навести порядок на своей территории и вокруг неё, что тоже немаловажно. Например, если участок владельца граничит с заброшенным, ему необходимо выкосить сухую растительность как минимум на два метра от своего забора. Вместе с тем существует и такая проблема, что многие заброшенные дома на самом деле имеют владельца, и попасть туда, принимать какие-то меры по подготовке участка становится уже не так просто. И жители зачастую не понимают всей серьёзности ситуации, которая происходит. Поэтому мы так часто и горим.

Если брать последние пожары, негативную роль, опять же, сыграла халатность людей. Ни собственники домов, ни подстанция не подготовили должным образом свои участки. Вместе с тем 9 мая сошлось всё, что только могло сойтись: сильный ветер, искры с пятирублёвую монету, летящие на 250-300 метров, отсутствие электроэнергии, вследствие чего невозможно было заправить автомобили со стационарных водоисточников, отсутствие сотовой и радиосвязи, из-за чего произошла задержка информации, а своевременное информирование в нашей работе – ключевой фактор. Чем раньше поступит сигнал о пожаре, тем быстрее мы его потушим. Большую роль в сохранении посёлка, жизни и здоровья людей в тот день сыграли жители близлежащих домов: они всячески старались обезопасить свои участки, осушили все колодцы и бочки, кто-то поливал свою дворовую территорию из лейки, одна женщина даже черпала воду из канавы, чтобы помочь в тушении дома №29 по улице Амурской. Честь им и хвала.

Также хорошо сработали наши добровольцы, ЕДДС, стрелково-пожарная команда Магдагачи оперативно выгнала пожарный поезд на станцию, который обеспечил бесперебойную подачу воды, а обеспечить место тушения пожара водой – одна из первоочередных задач при его устранении. Приехали ребята из пожарных частей Тыгды и Сиваков, Покровского рудника. Людей хватало и все они работали чётко и слаженно. За эти два дня (9 и 10 мая) мы достигли большого прогресса во взаимодействии с представителями органов местного самоуправления. Да, мы обсуждали наши действия на селекторных совещаниях, но эта ситуация показала, что разговоры велись не впустую, взаимопонимание достигнуто, каждый знает, что должен делать.

– А как Вы можете оценить подготовку к пожароопасному периоду в других населённых пунктах района?

− Проблема, актуальная для всего нашего района, – это отток населения, молодёжи. Всё больше становится бесхозных участков. Проблема эта решаема – необходимо создать условия, чтобы люди оставались жить здесь. Я был в каждом населённом пункте, и везде примерно одно и то же. Большую работу мы в своё время проделали в Сиваках. Говоря «мы», я имею в виду главу поселения, главу района, противопожарную службу. Мы произвели очистку участков путём сожжения. Было законно установлено, что они больше не находятся в собственности, стянули необходимые силы и средства и успешно всё ликвидировали. В каких-то населённых пунктах такие дома разбирают местные жители, и это тоже один из действенных способов решения проблемы.

Один из населённых пунктов, в котором хорошо ведётся подготовка к пожароопасному периоду, это Гонжа. Глава, Иван Иванович Баннов, молодец. Хорошее наследие осталось от предыдущего главы в селе Гудачи. Но следует отметить, что в нынешнем году в Гудачах подготовили просто образцовую минеральную полосу, и в этом заслуга действующего главы – Елены Петровны. До приезда наших пожарных подразделений там всегда работают добровольцы. Ребята свою работу знают и делают всё, чтобы огонь не распространился.

– А чем занимаются огнеборцы между выездами на пожары? Существует распространённый стереотип, что пожарные всегда спят. Разрушите его?

– Есть чёткий распорядок дня, когда подразделение не задействовано на тушении пожаров, и все наши действия расписаны с утра и до 23-ёх часов. Спать пожарный может только ночью. В течение дня личный состав подразделения занимается теоретической и практической подготовкой, подготовкой техники и поддержанием её готовности к реагированию. Это то, что выполняется на ежедневной основе. Есть помимо этого и бытовые вопросы. Всё зависит от пожароопасной обстановки на территории, в зависимости от неё в распорядок могут вноситься те или иные коррективы.

Кроме того, мы начали заниматься подготовкой и обучением детей. На базе Магдагачинских школ №1 и №2 у нас сформированы кружки юных добровольных пожарных. Сейчас, к сожалению, поскольку работы у нас достаточно много, мы стали встречаться реже. Во время занятий мы акцентируем внимание на мерах пожарной безопасности в быту. Рассказываем ребятам, что, почему и от чего может загореться, и как себя вести, чтобы этого не произошло. Мы учим ребят работе с огнетушителями. Пока состоялось только одно занятие, но я планирую расширять нашу программу. Хотим сделать площадку для работы с нефтепродуктами, на которой можно будет полноценно тренировать ребятишек. Когда немного стабилизируется пожарная обстановка, пригласим их в часть, покажем, как тушить пожары при помощи пены, как тушить огнетушителем горюче-смазочные материалы.

Кроме действий при обнаружении пожара мы также рассказываем об оказании первой медицинской помощи. Я считаю, что в системе образования есть прореха именно в элементарной подготовке детей. Хотя дать базовые знания, связанные с бытом, значительно проще, чем кажется. Важно не только рассказывать, но и показывать, что и как делается. Поддерживать теоретические знания практическими занятиями, какими-то конкурсами, состязаниями. Тогда информация впитается ещё лучше. И мы потихоньку будем раскручивать этот маховик.

Мы, прежде всего, воспитываем в детях хладнокровие в экстренных ситуациях, осознание того, какую угрозу может нести пожар и понимание всей полноты ответственности. Работать с детьми тяжеловато, но интересно. Они не стесняются задавать различные вопросы, начиная от размера оплаты труда до того, какую специфическую работу мы иногда выполняем. Бывает ведь не только тушение пожаров, но и спасение домашних животных, крупного рогатого скота, особенно в период паводков.

– С какими типами пожаров приходится бороться чаще всего?

– Всё зависит от сезона. Например, когда лежит снег, пала сухой растительности априори быть не может. В данный момент сохраняется как угроза возникновения пала, так и бытового пожара. Исключать возникновение последнего нельзя круглый год. Пока существуют быт и человек, пожары были, есть, будут и никуда они не денутся.

– То есть ваша работа никогда не станет спокойной?

– Никогда. Быть может, я настроен категорично и кого-то это обидит, но человеческая беспечность не знает предела. Иногда просто диву даёшься: человек прожил 40 лет, уже большая часть жизни за плечами, а он заходит в дом, где находятся его же дети, садится у печки с открытым поддувалом, открывает бензобак и начинает заправлять бензопилу. Глядя на такое, невольно задаёшься вопросом: люди, ну что вы творите-то? В эту печь просто затянет пары, и всё – хлопнет. Разве так можно? Вообще, любой пожарный вам скажет, что самый первый источник огня и самая большая «боль» – это печь. На втором месте – короткое замыкание. А вытекают они из простой человеческой безалаберности.

Отдельный разговор и отдельная статистика по тем случаям, когда пожар произошёл по вине человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Большинство наших погибших в пожарах сограждан в той или иной степени имели дело с алкоголем. Чаще всего – это мужчины. Бывают и женщины, но редко. Иногда это могут быть группы людей. Бывают случаи и с детьми.

– А каковы действия огнеборцев при пожаре?

– Когда мы приезжаем на пожар, первое, что мы должны установить в ходе разведки – наличие людей, взрывоопасных веществ (газ, бензин, газовые баллоны), есть ли угроза распространения огня на соседние строения. После того, как мы установили, что пострадавших нет, жертвы исключены, идёт активная работа по локализации и устранению возгорания. Каждый пожар индивидуален и тушится по-разному.

Если в доме есть человек, включается звено ГДЗС (газодымозащитная служба), ребята надевают на себя кислородные аппараты, определяют местоположение человека в помещении, организуют его вынос из зоны действия поражающих факторов. Взрослых людей мы, как правило, находим в углах. Это простая особенность человеческого мышления, поведения. Человек сонный, надышался дымом, в последний момент понял, что горит, запаниковал, из-за нехватки кислорода потерял ориентацию в пространстве и просто забился в угол. Маленьких детей нужно искать под кроватками, в шкафах, под столами. Это психология возраста – они хотят спрятаться.

Совсем другая работа ведётся, когда мы тушим многоквартирный дом. Здесь свою роль играет задымлённость большой площади. Необходимо провести оповещение людей. Многие пожилые люди не доверяют тем, кто, понимаете, долбится к ним посреди ночи, даже если мы говорим, что из пожарной охраны. Потом необходимо вывести людей, а на это тоже нужно время. Кто-то с трудом передвигается в силу возраста, есть и те, кто совсем не может ходить. Но об этом никто не говорит. Складывается впечатление, что пожарные приехали, потушили и уехали. На самом же деле, как вы смогли убедиться, работа пожарного – очень разнообразная.

– Какая техника помогает ликвидировать возгорания?

– На территории Магдагачинского района в подразделениях противопожарной службы Амурской области имеется 13 единиц основной техники. Это автомобили, автоцистерны, ЗИЛы 130 и 131, ГАЗ-33086. Эти машины вмещают от 2250 до 2,5 тонны воды. Есть у нас на вооружении два новых Урала, которые мы получили в этом году. Они обеспечены всем необходимым, объём – 6000 тонн, 350 литров – пенообразователь. Есть лафетный ствол, шанцевый инструмент, гидравлические ножницы. Двигатели и агрегаты работают нормально, своим ходом техника прошла от завода-изготовителя до Магдагачи, а это – почти 9000 километров. Мы уже привлекали автомобили на тушении пожаров в Магдагачи и Тыгде.

Но хорошей техники мало. Для неё нужен хороший гараж. У нас на весь Магдагачинский район всего одна специализированная пожарная часть, сделанная по ГОСТу, – в Тыгде. И эта проблема актуальна для всей области. Под пожарные части у нас приспосабливают и бывшие хлебопекарни, и котельные…

Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться ко всем жителям района, всем, кто прочитает эту газету. Уважаемые друзья! Все автомобили заправлены водой. Все до одного. В любое время любой желающий может зайти в часть и посмотреть, есть ли вода в автомобиле. Всё зависит от количества стволов и того, как работает насос. Работает в полную мощность – 2,5 тонны воды хватит на 3-4 минуты. Работает не в полную – хватит в среднем минут на 15-20.

То же самое можно сказать по поводу того, что мы долго едем на вызов. У нас есть нормативы: 15-20 минут, по сельской местности – 25. С учётом наших дорог то, как быстро доезжают ребята – это просто чудо какое-то. Способ телепортации мы, к сожалению, ещё не освоили.

– А что со штатом? Людей хватает?

– В настоящий момент штатное расписание – 94 человека, трудится 91. Эти люди находятся в Сиваках, Ушумуне, Черняево, Тыгде, Магдагачи, Гонже.

Имеется проблема с личным составом: ужесточаются критерии по отбору. Если раньше можно было взять 9-классника и назначить его на должность командира отделения или начальника караула, то сейчас он должен иметь образование не ниже среднего специального. А начальник поста части – среднее профессиональное. Где их взять? А тем временем средний возраст моего личного состава – 55-58 лет.

Есть проблемы и с бытовыми условиями. Часть из них нам помогает решить учреждение ГЗ и ПБ, но значительную часть мы решаем сами и стараемся справляться своими силами. Как говорится, не верь, не бойся, не проси. Нам не на кого надеяться, кроме себя, своего коллектива и людей, которые живут в нашем районе, ведь всё рождается во взаимодействии с ними.

Мы постоянно занимаемся улучшением бытовых условий. И коллектив у нас отличный, сплочённый, с большим опытом работы. Начальник ПЧ Тыгды Е.В. Чикомазов, например, имеет большой опыт в подборе личного состава. То же самое я могу сказать про начальника черняевского поста В.С. Алешникова, А.И. Самойлова из пожарной части Сиваков, С.С. Родионова из Гонжи, В.В. Мурзина из Магдагачи. В Ушумуне у меня пока нет начальника поста, но там с самого его создания трудился Д.Т. Брынзэ, который стал его отцом и родителем.

К сожалению, не хватает времени уделить достаточно внимания моим коллегам, братцам по делу, но стараюсь. Мужики отличные. И даже если возникают какие-то разногласия, мы обсуждаем их, а потом перешагиваем и идём дальше. Всё у нас нормально. Работаем. По течению не плывём. По течению плывут только мёртвые, а мы – люди живые, и стараемся грести против него. Планов у нас много. Надеюсь, все они будут поддержаны. А в целом жизнь пожарного – не только тушение пожаров. Жизнь пожарного – это как и жизнь любого другого человека, плюс ответственность за жизнь других людей. Вот и всё. С одной стороны, в этом нет ничего особенного, ведь каждый человек по своей природе должен заботиться о другом. Мы незаметны, но при этом каждый человек в трудной ситуации, прежде всего, думает о том, что приедут и помогут пожарные. И каждый человек знает, что хоть нас и не видно, мы – есть.

Интервью вела Анастасия СМИРНОВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29