Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

16.03.2018 15:17 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 16.03.2018 г.

При нём коллектив Магдагачинской ШЧ-8 был всегда на высоте

В 1976 году Николая Михайловича Зеленева назначили начальником Магдагачинской дистанции СЦБ и Связи. Его коллектив успешно справился с полной модернизацией устройств СЦБ, связи и радио. После началась электрификация ЗабЖД. Магдагачинцы и в 1980-х вновь были на высоте.

Сегодня, листая материалы газет «Гудок», «Комсомольская правда», а также изучая визуальные материалы общесетевого железнодорожного сайта «СЦБИСТ», мы хотим немного рассказать об этом человеке.

ДЕТСТВО

Это теперь Николай Зеленев – заслуженный связист России и почётный железнодорожник, а раньше…

Родился Николай Михайлович на станции Ерофей Павлович под Новый 1941 год.

Его отец, Михаил Алексеевич, после службы в армии не вернулся домой в Новосибирскую область, а осел в Ерофее Павловиче, стал работать машинистом. Он и мама Коли, Вера Трофимовна, возможно, хотели бы для сына иной судьбы, но суровое военное лихолетье поставило свои условия.

В семье, кроме Николая, было ещё четверо детей – сестра и три брата. Но отец не роптал, впечатывая в память ребят образ труженика. Из кабины паровоза спешил на свои пять огородов. Усталость от работы в депо прогонял литовкой на покосе. Дети не отставали. Коньки на гвоздь, сперва – хозяйство! Трудотерапия растила умельцев. Все позже стали железнодорожниками.

С детства Николай Михайлович не имел привычки перекладывать ответственность на других, за что жизнь и судьба приготовили ему замечательный полигон личностного роста и уникальный трудовой опыт, который железнодорожники ценят и по сей день.

После школы Николай 17-летним пришёл работать в дистанцию сигнализации и связи монтёром, а в 18 лет его взяли кочегаром в паровозное депо. В поездки ездил и с отцом, привыкая к лопате и топке. Но в голове уже была мысль: «Выучусь в институте, продвинусь!»

ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ

Армия позаимствовала у него не год и не два, а целых три с половиной года. Служба в радиотехнических войсках ОСНАЗа добавила знаний, а ко времени демобилизации в Ерофее Павловиче уже вовсю шла работа по замене паровозов на тепловозы.

И холостую жизнь на семейную пора было сменить. Красавица Евгения работала дежурной на станции Сегачама, что между Ерофеем и Урушой. Сперва встретились их молодые голоса: бравый дембель звонил на станцию, разыскивая армейского друга. А когда увидел прекрасную дежурную, понял, что любоваться ею готов всю жизнь.

На работе поэзии было меньше. При новой тяге кочегары оказались не нужны, и наш герой опять ушёл в монтёры связи.

После коллективного письма машинистов министру обороны СССР Родиону Малиновскому в депо восстановили пятерых локомотивщиков, но Николай метаться не стал. С 1962 года работал связистом и эсцебистом.

В 1964 году он с отличием окончил читинскую техническую школу ЗабЖД, поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта на заочное отделение. Ещё студентом работал старшим инженером, и потому восхождение по служебной лестнице было органичным. Электромеханик, старший электромеханик, старший инженер – он на линии был на виду, а после окончания вуза в 1972 году стал главным инженером Ерофей-Павловичской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

Пришёл на механическую централизацию с ключевой зависимостью и воздушной линией связи, а с 1973 по 1976 годы шла замена устройств. Их реконструировали вначале на участке Чернышевск-Архара.

В 80-х годах установка более продвинутых средств железнодорожной автоматики и телемеханики продолжилась. Шла сплошная замена воздушной магистрали на кабельную, механической централизации на электрическую, а полуавтоматической блокировки – на автоблокировку.

Кстати, информацию о той работе в Сети хранит форум «СЦБИСТ»: «На смену механической централизации, полуавтоматике, воздушной линии связи пришли кодовая автоблокировка, БМРЦ, двухкабельная магистраль. Зеленев занимался регулировкой и пуском новых устройств. На ходу постигал секреты новой техники. Но, как известно, именно в этих процессах приходит опыт и приобретаются навыки профессионала. Вместе с ними пришло ещё большее уважение товарищей по работе. Ведь с ними он ездил по перегонам в 40-градусный мороз, ночевал на промёрзших постах ЭЦ».

В 1976 году Зеленева назначили начальником Магдагачинской дистанции СЦБ. Его коллектив успешно справился с полной модернизацией устройств СЦБ, связи и радио. После началась электрификация ЗабЖД. Магдагачинцы и тут были на высоте.

В тяжёлые годы перестройки, а именно в 1987 году, Николая Михайловича назначили начальником службы сигнализации и связи ЗабЖД. Пост занимал 12 лет и считает, что возглавить службу в 47 лет правильно, а сразу после института – сомнительно. Какой ты начальник службы, если специалист может тебе «навешать лапшу»? А тому, кто гаечки на всех стативах крутил своими руками, среди ночи «разруливая» проблемы, не соврёшь!

Реформы постперестроечной эпохи шли буксуя. Объёмы перевозок и доходы ЗабЖД падали. Но даже в те бедные годы связисты внедряли новую технику. Так, на Сковородинском и Свободненском отделениях запустили в эксплуатацию современную микропроцессорную диспетчерскую централизацию «Тракт». Вагон-лабораторию оснастили комплексом ПТК-AЛCH «Дарасун».

Преданность профессии, знания и опыт Николая Зеленева отмечены званиями «Почётный железнодорожник» и «Заслуженный связист Российской Федерации». Он получил их в 1990 и 1995 годах.

СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Но не одной работой жив человек, которому повезло с женой. В построении династии Николай Зеленев также стал сильным звеном. С супругой Евгенией Петровной вырастили трёх сыновей. Старший, Юрий Николаевич, живёт в Магдагачи и работает на ЗабЖД механиком-водителем. Второй сын, Андрей Николаевич, руководит Читинской дирекцией связи. Младший, Евгений Николаевич – движенец в Иркутске.

Евгения Петровна согласна: растить сыновей – дело хорошее.

Дети выросли и укрепили династию. У Зеленевых уже пятеро внучек, один внук и один правнук!

На пенсию член редколлегии отраслевого журнала «Автоматика, связь, информатика» Николай Зеленев ушёл с должности заместителя начальника службы автоматики и телемеханики.

Шагнув за порог управления дороги на пенсию, на следующий день уже снова работал! Коллеги из Санкт-Петербурга предложили должность технического директора в компании, реконструирующей устройства СЦБ. Почти четыре года на пенсии он руководил филиалом сервисного центра устройств на ЗабЖД.

Дома тоже незаменим. Много ли среди забайкальцев и амурчан людей, способных на восьмом десятке лет поехать на охоту или рыбалку на собственноручно тюнингованном «УАЗе» и вернуться с добычей? И семейный бюджет юбиляр экономить умеет. В электронику глубоко не лезет, но проводку, неполадки в стиральной машине ремонтирует сам.

А на железной дороге, которой отдал Николай Михайлович самые лучшие свои годы, и в его родную специальность СЦБиста сегодня «врастают» уже другие натуры. Какими они будут, покажет время, но высокий профессионализм по-прежнему был и остаётся большой редкостью.

С. Головков, по материалам газет и интернет-сайтов 

за период 2012-2016 годов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

147