Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

01.02.2024 10:47 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 01.02.2024 г.

Девятая пятница

Источник: По материалам музея истории амурского казачества Магдагачинского района

Вдоль села Черняево Магдагачинского района, в северо-западной его части, протянулась гряда сопок. Одна из них, самая высокая, называется довольно странно – «Девятая Пятница». В христианстве есть такое понятие, как Двенадцать Пятниц (именно в пятницу распяли Христа), и в православии эти дни особо почитаемы.

А в народных сказаниях Пятницы – это живые существа в виде девиц, причём Десятая Пятница считается самой старшей. Они вместе с Девятой Пятницей стоят ближе всех к Богу, а потому раньше всех приносят ему наши молитвы. Девятая Пятница в православии отмечается перед днём Козьмы и Демьяна в конце октября.

Кто и почему назвал черняевскую сопку Девятой Пятницей – неизвестно. Очевидно, первые поселенцы, казаки, сделали её местом паломничества, где возносили свои молитвы Богу. Приметил самое высокое место в округе и местный священник. Батюшка станичной церкви Александр Александрович Ташлыков был весьма образованным человеком, поскольку прибыл на служение в черняевскую церковь из Санкт-Петербурга. По всей вероятности, он прекрасно знал народные поверья о Двенадцати Пятницах и поддерживал их. Поэтому приложил много сил, чтобы к сопке через болото выложить гать, а на самой горе воздвигнуть деревянные кресты, паперть и часовню. Позднее был сделан каменный стол для возложения и прочтения церковных книг, так как деревянные постройки сгорали от осенних палов. Во время засухи люди шли на сопку просить у Бога дождя, в дождливое время – хорошей погоды. Но самовольно жители не могли ходить на сопку – только с разрешения священника, который оповещал о времени выхода звоном колоколов.

О священнике и богослужении на сопке старожилы Черняево рассказали Георгию Шохиреву, основателю музея истории амурского казачества. Георгий Николаевич также записал легенду о сопке Девятая Пятница, которая существует среди местного населения.

...Жила когда-то в станице богатая семья, в которой умирали, не дожив до трёх лет, все дети. Жена хозяина была женщиной богопочитаемой, и когда у неё родился девятый ребёнок – девочка, она в неистовой молитве стала упрашивать Бога оставить дитя в живых. За это мать поклялась носить камни на вершину сопки для фундамента часовни. Обещание своё она сдержала и, когда камней было принесено достаточно, наняла мастеров. Они построили обитель Богу, закончив строительство через девять недель со дня закладки первого камня. Этот день совпал с пятницей, а девочке пошёл уже пятый год. Родители посетили часовню, потом уехали из станицы, и о женщине скоро все забыли. Но это место стало священным: был установлен день – через девять недель от Пасхи, когда верующие поднимались к часовне и благодарили Бога, принося свои дары...

Правда, местные жители, излазившие сопку вдоль и поперёк, ничего, кроме камней, обнаружить не могли. На крутых склонах Девятой Пятницы в изобилии растут только саранки и богородская трава.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

35