Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

28.03.2024 09:58 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 28.03.2024 г.

Толбузинская железная дорога. Кем она строилась

Автор: Сергей БОРИСОВ, с. Тыгда

Строительство Толбузинской железной дороги.

Как и любой другой посёлок с вековой историей, наш райцентр также имеет много различных историй, одна из которых связана со временем строительства арестантами железной дороги от Толбузино до Магдагачи. Например, есть в посёлке такой топоним «Арестантская сопка», но мало кто знает подробности, с нею связанные.

В отчёте инспектора по тюремной части Н.М. Соколова «Арестантские работы при сооружении Амурской железной дороги», опубликованном в С.-Петербурге в 1912 году, детально описываются все шаги по использованию команд ссыльнокаторжных.

Арестанты до начала строительства Амурской железной дороги находились на юге области. К весне 1910 года были переброшены по Амуру к станицам Черняево и Толбузино. К началу 1910-го первая команда состояла из 398 арестантов, к началу 1911-го в ней осталось 233 человека.

С прибытием команды в Толбузино на восточной его окраине были построены для нужд команды амбар для склада припасов и имущества, хлебопекарня с раздаточной кладовой, кузница и навес для лошадей. Арестанты, надзор и конвой помещались в палатках.

При движении главной команды арестантов от Амура, соответственно ходу работ, от неё было отделено до 50 человек, составлявших передовую команду, двигавшуюся в 4-5 верстах впереди главной команды. Передовая прорубала просеки и производила подготовку для работ главной команды по устройству колёсной дороги от Амура к станции Магдагачи.

Вновь прибывшая 1 сентября партия арестантов в 150 человек была оставлена на работах той же времянки близ Толбузино, где работала до перехода в зимний лагерь близ станции Магдагачи.

Для зимних работ на станции Магдагачи было оставлено 150 арестантов вольной команды (внетюремного разряда), а остальные отправлены на зимовку в лагерь, на 20-ю версту Черняевской железнодорожной ветки.

Все подлежавшие отправке в этот зимний лагерь арестанты были собраны сначала в лагере при станции Магдагачи, а затем команда в составе 259 арестантов, 2 надзирателей и 64 конвойных в четыре перехода, пройдя 128 вёрст, благополучно прибыла к месту назначения на 20-ю версту Черняевской ветки. На ночь арестанты раскладывали большие костры, среди которых и ложились спать на земле, нагретой огнём и горячей золой.

С декабря 1910 года к первой команде были присоединены 97 арестантов второй команды, оставшихся на работах подъездной дороги Воскресеновка-Талдан при 3 вольнонаёмных надзирателях и 22 нижних чинах конвоя, с обозом из 8 лошадей, зимним лагерем близ станции Талдан и с береговыми складами близ села Воскресеновка.

В декабре выяснилось, что начальник 1-го участка инженер Денисов не может предоставить работу всем арестантам, оставшимся на Талдане, поэтому часть из них в 40 человек была переведена в Магдагачи, где оказалось больше зимних работ. Передвижение по главной линии дороги в 90 вёрст было совершено командой благополучно.

Уже в течение мая и июня выяснилось, что арестантский труд в достаточной мере продуктивен, потому что благодаря дождливому лету работа производилась в очень тяжёлых условиях, нередко по колено в воде. Особенно оценён был труд арестантов при проведении канав по болотистой местности, когда приходилось стоять целыми днями в ледяной воде (благодаря вечной мерзлоте под водой). Вольные рабочие отказывались работать в болоте при таких условиях даже за повышенную плату.

Весной и в начале лета 1911 года были необычайно сильные лесные пожары, охватившие весь район расположения команд арестантов, начиная от станции Талдан на всём протяжении линии до станции Ту. Особенно увеличились лесные пожары в середине мая, когда прибывшими на пароходах контрактными железнодорожными рабочими, при движении их с берега Амура к железнодорожной линии, были подожжены леса по всему пути следования. Лесной пожар охватил кругом арестантский лагерь под Магдагачи столь тесным кольцом, что отстоять его удалось только соединёнными усилиями всех наличных арестантов, надзирателей и стрелков конвоя.

С открытием навигации первая партия арестантов прибыла 1 мая в Толбузино для первой команды в количестве 250 арестантов и в Черняево для второй команды в количестве 694 арестантов.

В 1911 году из всех четырёх команд с 1 января бежало: из первой – 12, из второй – 55, из третьей – 6 и из четвёртой команды – 77 арестантов. Всего умерло, не считая убитых во время побегов, 96 арестантов (т.е. свыше 2% всего числа арестантов). Большое количество умерших объясняется тем, что многие арестанты, работая в сырых местах, простудились или не вынесли тяжёлых климатических условий.

После 1913 года, когда основные работы по Среднему участку были закончены, большая часть арестантов была переброшена на Восточную часть, в район Буреи. Но часть первой команды ещё несколько лет оставалась в Магдагачи на строительстве нового депо и работах по устройству поселковых дорог.

Вот такие сведения даёт инспектор Соколов по поводу арестантов первой (Магдагачинской) команды. Конечно, это не вся информация, тем не менее, общее представление о том, какова была роль арестантов в строительстве Толбузинской железной дороги, мы получили.

Толбузинская железная дорога. Кем она строилась

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

47