Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

16.05.2024 08:46 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 16.05.2024 г.

Агроном Павел Матвеевич Писцов

Автор: Сергей БОРИСОВ, с. Тыгда

Малая Уланга. Овсяные поля фермы. 1915 год. Фото П.М. Писцова.

В дореволюционной России в сельской местности самыми почётными и уважаемыми были профессии священника, учителя, врача и агронома. В нашем районе трудились такие люди, и об одном из них – агрономе Павле Матвеевиче Писцове – хотелось бы рассказать.

Заселение северных районов Амурской области началось сравнительно поздно, и понятно почему. Суровый, по сравнению с южными районами, климат, вечная мерзлота и слабый почвенный покров мало привлекали крестьянское население. Тем не менее, эти территории нужно было заселять, и тогдашнее правительство пыталось в этом помочь. Предоставлялись семенные ссуды, орудия труда, специалисты.

С ростом пристанционных посёлков вопрос снабжения сельхозпродукцией их населения стал более острым. Для его решения в районах переселенческих участков появились опытные поля, задачей которых стало изучение новых способов ведения сельского хозяйства в климатических условиях данной местности, подбор наиболее устойчивых сортов пшеницы и других культур.

Для работы на таких полях привлекались опытные агрономы. В наших местах ближайшим было Улангинское опытное поле, расположенное около одноимённой почтовой станции. Сейчас на этом месте ферма «Малая Уланга», что на границе с Зейским районом.

Заведующий Улангинским опытным полем (1915 год) Павел Матвеевич Писцов проживал на станции Тыгда. Из различных документов известно, что Павел Матвеевич родился в 1888 году в Пермской губернии, в 1911-м являлся практикантом Камышловского земства по сельскохозяйственным вопросам.Позже он переезжает в Приамурье.

Вот что писал Павел Матвеевич о работе опытной станции Уланга: «Лежит уже в заселяемом районе, в полосе железной дороги (30 вёрст от ст. Тыгда), и её опыты имеют значение для местных переселенцев, которые часто обращаются на станцию за советами, посевным материалом и даже за сельскохозяйственными орудиями».

К осени 1912 года было распахано около 12 десятин нови, из них 5 десятин поднято летом и оставлено в пластах до следующей весны. Остальные 7 распределены между хозяйственными посевами – местным овсом и опытными участками. Опыты состояли в акклиматизации привезённых сортов, в способах поднятия нови, в определении сроков посева.

Газета «Амурское эхо» (№1581 за 1914 г.) сообщает, что на апрель 1914 года уже действуют опытные поля в Тыгде. По сведениям старожилов, они находились на лугах у реки Тыгда, недалеко от железной дороги. Этот участок относился к Улангинской опытной станции, расширял её возможности в применении новых методов обработки земли и позволял местным крестьянам лично убедиться в работоспособности советов агронома.

Кроме работы на самом поле, агроном разъезжал по всем деревням и проводил лекции с местными земледельцами, выяснял их пожелания, их опыт ведения хозяйства, давал свои советы. В 1915 году Павлу Матвеевичу, по его словам, удалось объехать почти весь район Овсянковской волости. Он останавливался в каждом пункте, где имелись хотя бы зачатки сельскохозяйственной культуры; собирались хозяева, говорили о трудностях работы, о низких порою урожаях, вместе осматривали инвентарь. Например, приходилось уменьшать глубину запашки, для чего вносились изменения в конструкцию лемеха. Высоту подзора стали делать не больше одной восьмой вершка. Такая отбивка лемехов уже начала распространяться в нашем районе, так как почти все кузнецы Овсянки поработали некоторое время в опытной мастерской.

Такая работа давала свои результаты – урожаи стали более стабильными, площади обрабатываемых земель увеличились. Надо сказать, что даже по картофелю тогда было найдено много полезных решений, некоторые из них мы используем до сих пор.

В годы гражданской войны опытная станция продолжала работу, несмотря на различные набеги бандитов, которых интересовали продукты питания. В газетах 1919 года («Амурское эхо», №1042) сообщали, что в окрестностях Улангинского поля бродит шайка, на самом опытном поле были покушения на кражу лошадей, унесено несколько кулей овса, ярицы и пшеницы, а это был семенной фонд.

Работа на полях продолжилась и после установления новой власти. На 1925 год в Тыгде работает Тыгдинский агроучасток... С появлением в конце 1920-х годов колхозов в их штатах появляются свои агрономы, и работа опытных участков уже не требуется.

Что касается Павла Писцова, то он к 1917 году работал в агрономическом отделе в Благовещенске, где после Февральской революции Комитетом Общественной Безопасности (так в 1917 году называлось управление) Амурской области был назначен комиссаром (представителем) на 10-м крестьянском участке (современные Зейский и Магдагачинский районы). Наряду со своими новыми обязанностями, он продолжал работу по консультациям земледельцев и внедрению новых методов в сельском хозяйстве наших мест.

В 1917-18 годы, исполняя обязанности заведующего Амурским Бюро Опытной Агрономии, П.М. Писцов издаёт журнал «Известия опытных полей Амурской области» с рисунками и чертежами.

В 1923 году П.М. Писцов агроном Дальземотдела, член и секретарь Дальневосточного выставочного комитета. Много издавался в разных типографиях с 1925 по 1930-е годы. В деле указано, что на 1934-й он являлся научным сотрудником Академии с.-х. наук в Москве.

Согласно Книге памяти Хабаровского края, Павел Матвеевич Писцов был арестован ПП ОГПУ в 1934 году, но был освобождён. А после ареста в 1937-м был приговорён к расстрелу и расстрелян в тот же день в Хабаровске. Спустя почти двадцать лет, за отсутствием состава преступления, он был посмертно реабилитирован.

Малая Уланга. На этом месте стояла ферма.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22