Меню
16+

Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

28.09.2023 00:07 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 28.09.2023 г.

Люди, которым можно доверять

Автор: Анастасия ГУБАЙДУЛЛИНА

Социальная сфера – одна из тех, что имеет особое значение в Российской Федерации. Помощь нуждающимся была и продолжает оставаться ключевым приоритетом. Чтобы жизнь для всех слоёв населения была комфортной, регулярно принимаются новые меры, совершенствующие систему. Тем не менее, важным направлением работы социальных структур по-прежнему остаётся социальное обслуживание населения на дому. О его особенностях и ключевых изменениях в системе рассказали редакции заместитель директора КЦСОН «Гармония» Юлия Башаримова и заведующая отделением социального обслуживания на дому Юлия Митер.

Не тень стыда,

а реальная помощь

– В соответствии с 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание и социальные услуги предоставляются в трёх формах: социальное обслуживание на дому (социальный работник приходит к гражданам на дом и оказывает услуги), полустационарная и стационарная формы. КЦСОН «Гармония» оказывает услуги в первой и второй, – разъясняет Юлия Сергеевна Башаримова.

В системе социального обслуживания населения за последние два года произошли кардинальные изменения. Одно из основных – фактический переход к внедрению системы долговременного ухода, суть которой состоит в том, чтобы сохранить качество жизни граждан пожилого возраста и инвалидов.

Для пожилого человека, имеющего дефицит самообслуживания и не полностью справляющегося с самостоятельным уходом, вне зависимости от возраста, инвалидности и социального статуса, очень важно как можно дольше оставаться в привычных домашних условиях, как можно дольше пребывать не в каком-либо «чужом» учреждении, а в стенах родного дома. Для этого у человека должен быть помощник, функцию которого на территории посёлка Магдагачи и Магдагачинского района выполняет сегодня социальный работник.

– Многие современные семьи, в которых дети достигли возраста 50+ и у которых есть пожилые родители, считают, что привлекать социального работника ‒ стыдно. Люди полагают, что если не могут ухаживать за своими родителями сами, значит, они плохие дети. Но на самом деле, человек разрывается между уходом и своими повседневными обязанностями, например, работой. В итоге он пребывает под постоянным давлением и трудится на износ. Но ведь если человеку требуется медицинская помощь, он не оказывает её себе самостоятельно, а обращается в специализированное учреждение. Если ему нужны продукты, он идёт в магазин. По такому же принципу работает и социальное обслуживание. Социальный работник ‒ не тень стыда на родственников, а реальная помощь, – подчёркивает Юлия Сергеевна.

Как её получить?

О том, кто может рассчитывать на такую помощь, подробно рассказывает заведующая отделением социального обслуживания на дому, опытный специалист социальной сферы Юлия Анатольевна Митер:

– Должно иметься обстоятельство для признания человека нуждающимся. Они бывают разные, но для надомного обслуживания, как правило, подходит частичная либо полная утрата способности к самообслуживанию. Основания для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании закреплены статьёй 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Категории лиц тоже бывают разные: пожилые люди, дети, инвалиды, участники Великой Отечественной войны... В настоящий момент в перечень тех, кто может пользоваться услугами по социальному обслуживанию бесплатно, включили членов семей (супругов, родителей и детей) лиц, призванных в рамках объявленной президентом частичной мобилизации для участия в специальной военной операции, – поясняет Юлия Анатольевна.

На территории Магдагачинского района основная категория граждан, пользующихся услугами социального работника, – люди пожилого возраста и инвалиды старше 18 лет.

Для того чтобы поступить на обслуживание, требуется предоставить небольшой пакет документов: заявление, которое при необходимости помогут составить сотрудники Центра, документ, удостоверяющий личность, справку о прохождении медицинской комиссии. Получение последней, по словам Юлии Митер, может представлять некоторую сложность: людям, нуждающимся в помощи, добраться до больницы и посетить врачей достаточно проблематично. В целом же все остальные документы учреждение получает в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.

От уборки до поддержания

активности

На сегодняшний день социальные услуги в форме социального обслуживания на дому в нашем Центре получают 83 жителя района. Всего за год их было 104. Наиболее развито предоставление услуг на дому в посёлке Магдагачи: здесь трудятся три социальных работника. Ещё трое – в Ушумуне. По два заняты в Дактуе и Тыгде.

Первый этап работы с гражданином – заполнение анкеты-опросника для определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу. Анкета состоит из нескольких блоков и собирает сведения о человеке, его месте жительства и среднедушевом доходе, наличии оснований для предоставления социальных услуг бесплатно, обследовании жилищно-бытовых условий, о ближайшем окружении, основных и дополнительных показателях здоровья, обеспеченности техническими средствами реабилитации и многое другое. Одним из ключевых аспектов является определение уровня нуждаемости в уходе. Как только анкета заполнена, уровень определён – становится ясно, какие именно услуги будет получать гражданин, а их спектр невероятно широк: от уборки и покупки продуктов и лекарств до приготовления пищи, от гигиенических процедур до помощи в поддержании посильной физической и бытовой активности.

Социальные услуги на дому предоставляются бесплатно, с частичной оплатой и полностью на платной основе. Получать их бесплатно могут категории граждан, закреплённые в статье 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в Постановлении правительства Амурской области от 18.05.2015 №227, а также граждане, среднедушевой доход которых на дату обращения составляет величину, равную полуторакратному размеру прожиточного минимума, либо меньшую ему. Если среднедушевой доход выше, получатель услуг оплачивает не более 50% от разницы между среднедушевым доходом и полуторакратной величиной прожиточного минимума.

Друг

и родственная душа

– Несмотря на активное освещение деятельности социальных служб, сегодня люди всё ещё с опаской относятся к социальному работнику. Кто-то не доверяет из-за страха столкнуться с мошенниками. Однако стоит отметить: посещая гражданина на дому с предложением социального обслуживания, специалисты «Гармонии» обязательно представляются, показывают удостоверение, а также имеют при себе информационные листовки, в которых указаны номера телефонов Центра – 8(416-53)59-0-88 или 8-924-445-90-88. По ним всегда можно позвонить и уточнить, действительно ли люди, стоящие на пороге, – те, за кого себя выдают.

Кто-то испытывает стеснение: пожилому сложно пустить нового человека в свой мир, переступить внутренний барьер, связанный, например, с необходимостью проведения процедур, касающихся личной гигиены. Но эти барьеры, как правило, ломаются, и не возникает никаких проблем. Ведь социальные работники – люди подготовленные, способные найти подход. Им можно доверять. Как показывает практика, по прошествии времени, нуждающийся в уходе человек начинает всё больше раскрываться и уже ждёт прихода своего помощника, воспринимает его не как специалиста для получения набора услуг, а как близкого человека для простого общения. Иногда пожилому человеку банально не хватает внимания, и социальный работник становится «родственной душой», которая это внимание даёт, – делится Юлия Митер. – Хочется, чтобы люди активнее взаимодействовали с социальными работниками и больше открывались им. Они – открытые и готовые к любым ситуациям люди. Благодарности и от получателей услуг, и от их родственников поступают постоянно, а фразу «Мы без вас никуда!» слышат с завидным постоянством. Все, кому девочки оказывают помощь, довольны. А увеличение объёма работы нас не страшит: есть возможность принимать людей – мы готовы ей воспользоваться. Можно ничего не бояться и смело обращаться к нам, – подытоживает заведующая отделением социального обслуживания на дому.

Научим уходу

других

В настоящий момент Магдагачинский район и КЦСОН «Гармония» – на пути к созданию системы долговременного ухода. Это более высокий уровень обслуживания, сложный и многообразный процесс. Но первые уверенные шаги уже сделаны: так, 1 апреля прошлого года на базе Центра открыла двери Школа ухода. Здесь «ухаживающие лица» могут освоить простейшие и безопасные навыки ухода в домашних условиях: правильно переворачивать, поднимать маломобильного человека, проводить необходимые гигиенические процедуры, бережно кормить, обустраивать безопасное домашнее пространство и многое другое. На занятиях в Школе можно научиться использовать специальное оборудование: кровати для лежачих больных, различные опоры, приспособления для пересадки и транспортировки, санитарные приспособления, специализированную посуду.

Бесплатные занятия и консультации в Центре, а также с выездом на дом проводит специально обученный преподаватель. Она ориентирована не только на родственников, но и соседей, бывших коллег, неравнодушных граждан – всех, кто на регулярной основе ухаживает за пожилым человеком или человеком с проблемами со здоровьем.

Кроме того, здесь функционирует пункт проката, позволяющий на договорной основе пользоваться техническими средствами реабилитации (ТСР), которыми располагает Центр.

Также специалисты учреждения оказывают разностороннюю консультативную помощь: получить её можно как по телефону, так и лично – при необходимости сотрудник может посетить ухаживающего человека на дому.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8